Уголок живой природы в школе.

Десять заповедей экскурсионного дела (по Б.Е. Райкову)

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь её план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут (оптимальное количество новых названий на экскурсии – 10 - 12).

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно (возле неподвижных объектов выстраивайте учеников полукругом в два ряда с учетом их роста; мелкие подвижные объекты раздавайте в пробирках; для наблюдения за птицами используйте бинокли).

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Большое значение на экскурсии имеет умелая организация учителем порядка и рабочая дисциплина, допускаются перерывы, «минутки отдыха», организуемые учителем.

Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биологического образования.

Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты природы. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии и программами внеклассной работы.

Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от 15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток.

Так как в уголок живой природы подбирают объекты необходимые для использования в учебном процессе, следовательно, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений.

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Растения и животные размещают с учетом их требований к свету, теплу, влаге и почве. В зависимости от этого их объединяют в группы: дикие и культурные, умеренного пояса, сухих мест, средней влажности, влажных мест. В аквариум помещают рыб, моллюсков и водные растения, в террариумы – мхи и другие растения влажных мест.

В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом комнатные растения, обеспечивающие живой наглядностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Среди высших растений есть папоротниковидные, моховидные, низшие растения представлены водорослями пресных водоемов. Среди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цветущие в домашних условиях и нецветущие.

В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных – простейшие – амебы, инфузории-туфельки, сувойки; многоклеточные – дождевые черви, моллюски, ракообразные; насекомые; среди позвоночных – рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, морские свинки.

Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных размещают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания и кормления животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в каталожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биологические сведения о данном виде растения или животного.

В подборе растений в уголок живой природы можно руководствоваться следующими объектами:

1. комнатные растения с декоративными формами;

2. дикорастущие травянистые (семенные и споровые);

3. растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями, луковицами;

4. ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии).

Обычны следующие виды комнатных растений: пеларгония (герань), традесканции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, а из споровых – нефролепис. Растения располагают на подоконниках или стеллажах с подсветкой, ампельные растения можно подвесить. Растения необходимо периодически поворачивать так, чтобы растения не было однобоким в следствии положительного фототропизма. В зимние месяцы многие растения страдают от сухости воздуха: их надо располагать подальше от отопительных приборов и форточек. Эффективным способом поддержания влажности является регулярный полив и опрыскивание растений. Поливают растения водой комнатной температуры или на 2-30С выше. Водопроводную воду отстаивают. Если вода выливается в поддон, то её затем сливают, чтобы почва не закислилась и корни растения не загнили. В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических особенностей растений. Некоторые растения выращивают из семян по мере надобности в учебном процессе (наблюдение проростков, особенностей фенологического развития). Декоративные растения используют для выгонки цветков. Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Для проведения опытов и наблюдений за растениями желательно иметь световую камеру.

Растениям для нормального роста и развития необходима чистота. Примерно раз в месяц следует протирать листья губкой, смоченной в воде, в воду можно добавить хозяйственное мыло. В этом случае цветочные горшки обвязывают клеенкой, чтобы мыльный раствор не попал на почву. Комнатные растения лучше всего содержать в глиняных горшках – их стенки пористые, хорошо испаряют влагу, через поры поступает к корням воздух. Горшки должны иметь дренажные растения. К уходу за растениями всегда привлекают школьников.

В уголке живой природы содержат различных животных. В аквариумах содержат рыб, улиток, гидр, дафний. На примерах разных аквариумов демонстрируют возможные сочетания водных животных с водными растениями.

Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в уголке живой природы должны быть инсектариумы. Они удобны для наблюдения за превращениями насекомых в процессах развития. Можно иметь плоский садок с мукой для наблюдения за мучным хрущаком, а также самодельный садок с почвой для содержания и наблюдения за дождевым червем. Террариумы устраивают для содержания земноводных и пресмыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специальными приспособлениями. Для птиц предусматриваются посадочные жердочки, а для млекопитающих – специальные домики, где они могут спрятаться. Птиц, пресмыкающихся и некоторых беспозвоночных помещают в наиболее освещенных местах, земноводных и скрытно живущих насекомых в менее освещенных. Многих животных можно использовать для опытов по выработке условных рефлексов при кормлении, а также для длительных наблюдений за особенностями их развития.

Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы могут работать ученики и кружковцы. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы. Содержание животных требует заблаговременной подготовки кормов, для растений – почвы.

Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологической профессии, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.