Экскурсия в природу, их место и значение в системе обучения биологии.

Лабораторные работы по биологии.

Практические работы по биологии.

Важное место в изучение биологии является проведение практических работ. Практическую работу обычно проводят после того, как учащиеся уже приобрели знания из объяснения учителя, из учебника или путем наблюдения. Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Структура практической работы:

1.Постановка задач

2.Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы

3.Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы

4.Пробное выполнение операций с анализом ошибок

5.Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков

6.Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости

Практические работы являются частью учебной программы, и их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. При наличии материальной базы учитель может в пределах разумного увеличить их количество.

Практические работы оформляются в тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся должны записать номер, тему и цель работы. Затем выполняют задание. В средних классах удобно фиксировать результаты работы в виде таблицы с тремя столбцами: 1) что делали, 2) что наблюдали, 3) выводы. В некоторых случаях бывает достаточно в качестве оформления работы сделать в тетради рисунок.

Оценка за выполнение практической работы вполне уместна потому, что к моменту её выполнения осуществлена уже значительная часть познавательного цикла.

Важное место в изучение биологии является проведение лабораторных работ. Сущность лабораторных работ состоит в использовании практических методов обучения для формирования новых знаний и практических умений.

Структура лабораторной работы:

1.Постановка задач

2.Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала

3.Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов

4.Фиксация результатов. Формирование выводов

5.Заключительная беседа

Лабораторные работы являются частью учебной программы, и их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. При наличии материальной базы учитель может в пределах разумного увеличить их количество.

Уроки с лабораторными занятиями являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии:

1. Изучение натуральных объектов обеспечивает конкретные представления об изучаемом материале. Знания хорошо запоминаются и долго держатся в памяти.

2. На лабораторных занятиях учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания.

3. В процессе лабораторных занятий учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков.

4. Лабораторные занятия развивают у учащихся интерес к изучению природы.

5. Лабораторные занятия имеют значение в воспитательном отношении: воспитывается культура труда, сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков, приучают учащихся доводить работу до определенного результата.

Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть. Например, на лабораторную работу «Внешнее строение птиц, строение перьев» можно отвести 15 минут урока, а на «Изучение внешнего строения и перемещения рыб в аквариуме» - 10 минут. Работа по построению вариационной кривой займет целый урок.

Лабораторные занятия могут проводиться в двух формах: фронтально (с указаниями учителя) и по предварительному заданию.

При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части, по каждой части учитель дает отдельные указания, которые учащиеся одновременно выполняют. Лабораторные занятия по непосредственным указаниям учителя ценны тем, что их легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Оканчивается работа также одновременно, в срок; усваивают материал учащиеся легко; учитель без особого труда может контролировать, как выполняется работа, и сразу оказать помощь, ученики работающие рядом всегда подтянут отстающего и не понимающего чего-нибудь товарища. С дисциплиной на таких уроках бывает благополучно, так как учитель имеет держать весь класс в поле своего зрения. Недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся.

При занятиях по предварительному заданию последнее дается сразу по всей работе, которую должны выполнить учащиеся. Учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы в работе. Такие занятия труднее организовать, проходят они не так ровно и гладко, как фронтальные, некоторые учащиеся отстают в работе, иногда выполняют её недостаточно тщательно, чаще наблюдаются случаи нарушения дисциплины. Но эти недостатки обычно ликвидируются при проведении такой формы работ систематически.

Рекомендуется начинать с лабораторных занятий под непосредственным указанием учителя и постепенно переходить к занятиям по заданию.

Организуя урок с лабораторными занятиями, учитель должен проделать следующее:

1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.

2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы.

3. Все необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее. К началу урока на доске должно быть вывешено задание, развешаны таблицы, приготовлены все материалы и инструменты.

Лабораторные и практические работы оформляются в тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся должны записать номер, тему и цель работы. Затем выполняют задание. В средних классах удобно фиксировать результаты работы в виде таблицы с тремя столбцами: 1) что делали, 2) что наблюдали, 3) выводы. В некоторых случаях бывает достаточно в качестве оформления работы сделать в тетради рисунок.

В старших классах практикуют оформление работ в виде протокольных записей, в свободной форме.

Оценка за лабораторную работу выставляется не только за знания учеников, так и за аккуратность выполнения работы. В большинстве случаев достаточно пометки «смотрел». В порядке поощрения некоторым ученикам можно поставить хорошую или отличную оценку.

Для ознакомления учащихся с живыми объектами природы учителя используют одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я. Герд.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 7 по 12 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсий в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, используется на практических работах и в качестве демонстрационного материала (природные объекты, собранные во время экскурсии).

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. У них формируется чувство прекрасного, ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку, на сельскохозяйственное производство, в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и т.д.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:

ü вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, которые ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом;

ü текущие – в течение всего учебного года;

ü заключительные – обобщающие и повторяющие пройденный материал, осуществляемые весной, их проводят так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями и закономерностями, которые изучали по учебнику в классе.

Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности (учитель заранее должен пройти намеченный маршрут). Маршрут не должен превышать 1,5 – 2 км.

При подготовке к экскурсии учитель составляет план экскурсии и конспект её хода. В них определяется следующее:

ü Тема экскурсии, её цель и задачи.

ü Маршрут экскурсии. Маршрут – это не путь передвижения школьников. А логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

ü Содержание и методы работы с учащимися.

ü Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

ü Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 – 7 мин).

ü Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

ü Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10 – 15 мин).

ü Итоговая беседа по теме экскурсии (3 – 5 мин).

ü Осмотр территории и приведении её в порядок.

ü Общее заключение по экскурсии (в природе).

ü Обработка (в классе, дома) учениками собранного на экскурсии материала и подготовка отчета, сообщения.

Порядок работы на каждой экскурсии такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися заданий; в) заключительная беседа.

Вводная беседа проводится обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии, напоминаются правила поведения на экскурсии, дается задание для самостоятельной работы, распределяется оборудование.

Основная часть экскурсии (в природе) может проводиться в двух формах:

1. Иллюстративно – знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя;

2. По заданию в виде самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы должны быть вполне определенным, ясным и сформулированы кратко и отчетливо.

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки.

В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность и дает задание на дом по оформлению результатов экскурсии.