Проверка и оценка результатов обучения.
Зоологический отдел
Д. Отдел биологии растений
Г. Отдел декоративных растений
В. Плодово-ягодный отдел
Б. Отдел овощных растений
А. Отдел полезных растений
I – пар;
II – злаки;
III – травы;
IV – прядильные и масличные растения;
V – пропашные;
VI – эфиромасличные и лекарственные растения;
VII – модели севооборотов;
VIII – метеорологическая станция.
а – парники;
б – компост;
I – листовые культуры;
II – плодовые;
III – корнеплоды;
IV – бобовые;
V – многолетние культуры.
I – питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;
II – земляника;
III – ягодные культуры;
IV – вишни и сливы;
V – яблони приземленные, кустовые и штамбовые;
VI – дендрологическая коллекция.
I – однолетние растения;
II – многолетние растения;
I – семейства;
II – хвойные и споровые растения;
III – весенние растения;
IV – морфология растений;
V – цветочные часы;
V – цветочный календарь;
VII – приспособленность;
VIII – альпийская горка;
IX – дикорастущие полезные растений;
X – опыты по общей биологии;
XI – дарвиновская площадка;
XII - водоем
Проверка результатов обучения – необходимый этап процесса обучения. Цель её – выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом.
Проверка знаний и умений всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Проверка помогает учителю глубоко анализировать результаты своей работы и принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки.
В практике применяют устную, письменную и практическую проверку знаний и умений.
Главные способы проверки:
· устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос);
· письменные (контрольные работы, диктанты);
· программированный контроль;
· практическая проверка знаний и умений;
· проверка выполнения домашних заданий.
Так же все формы внеклассной работы могут служить хорошим средством проверки тех или иных знаний и умений.
Выбор форм проверки зависит от содержания проверяемых знаний. Проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе.
В оценке знаний бывает довольно много субъективизма. Необходимыми для проверки и оценки являются такие качества знаний, как правильность, полнота, прочность, осознанность, действенность, системность.
Правильность знаний – степень соответствия эталону, современному уровню биологической науки.
Полнота знаний – это их объем, который определяют соответствием знаний ученика требованиям программы и изложению в учебнике.
Осознанность (глубина) знаний означает понимание значимости знаний, внутренних связей, умений анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать, оценивать и объяснять. Требования к этому качеству знаний определяются рубрикой программы «Ученики должны уметь».
Действенность знаний выражается в умении применять знания в различных ситуациях.
Системность знаний предполагает установление иерархии знаний, понимание их места в структуре научной теории.
Под прочностью знаний обычно понимают наличие и устойчивость всех перечисленных качеств, то есть она является интегральным производным качеством.
При оценке устных и письменных ответов учитывается число и характер допущенных учениками ошибок и недочетов. В связи с этим различают грубые, негрубые ошибки и недочеты.
Грубые (существенные) ошибки связаны в основном с глубиной и осознанностью ответа. Грубыми считаются ошибки, показывающие, что учащийся: неправильно указал основные признаки понятий, явлений; не усвоил биологических закономерностей; не может читать карт, графиков, схем; не смог применить теоретические знания для объяснения явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации живых организмов, веществ и процессов; не знает приемов решения задач, рассмотренных в классе, неправильно истолковывает условие задачи.
Негрубые (несущественные) ошибки связаны в основном с неполнотой ответа. К негрубым ошибкам относятся: упущение какого-либо факта при описании биологического объекта или явления; неточность чертежа, графика, схемы, пропуск или неточное написание наименования единицы измерения. При оценке выполнения письменной контрольной орфографические ошибки можно считать наравне с несущественными ошибками по биологии.
Недочетами можно считать: отдельные погрешности в формулировках; ошибки вычислительного характера; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. К таким ошибкам можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Качественное оценивание ответов учащихся всегда должно предшествовать выставлению количественной оценки в баллах.
С 2002/ 2003 учебного года в школах Беларуси введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. В основе десятибалльной системы оценивания заложена возможность овладения учащимися учебным материалом на пяти уровнях учебной деятельности (усвоения учебного материала).
Первый уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различие и установление подобия.
Второй уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.
Третий уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение, описание и анализ действия с объектом изучения).
Четвертый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения).
Таблица 3. Интегральная 10-балльная шкала оценки