Ролевая игра
Методические рекомендации разработаны для следующих самостоятельных работ:
Самостоятельная работа №19 (Составление диалогов)
Самостоятельная работа №20 (Составление диалогов)
Самостоятельная работа №23 (Составление диалогов)
Самостоятельная работа №29 (Работа в парах или малых группах. Ролевое проигрывание приветствий)
Самостоятельная работа №30 (Работа в малых группах (парами). Подготовка телефонных диалогов по заданию преподавателя)
Цель:
Дидактическая | Научить работе со справочной литературой; |
Развивающая | воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми; |
Воспитательная | Формирование активности и самостоятельности при взаимодействии с людьми; |
1. Распределение ролей рекомендуется предоставляется самим студентам, указав при этом на особенности той или иной роли или ситуации.
2. Роль преподавателя в самой деловой игре сводится к роли консультанта или координатора действий студентов.
3. В ходе ролевой игры следует проявлять больше самостоятельности в организационных вопросах.
4. В ходе деловой игры ошибки не надо исправлять. Для исправления ошибок, а также для анализа предназначен отдельный этап игры— этап «обратной связи».
5. Описывая проблему, преподаватель должен подчеркнуть неоднозначность ее решения, возможность различных точек зрения.
6. Во время дискуссии необходимо уважительно отношения к собеседнику, формулировать свое мнение внятно и корректно.
7. Важным является обсуждение с преподавателем сценария игры. В сценарии должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости совместной деятельности. Для написания сценария игры необходимо определить:
1. цель
2. задачи
3. предмет деловой игры
4. структуру деловой игры
5. сюжет деловой игры
6. уточнение параметров ситуации:
время, место, количество участников, степень официальности; состав игровых групп
7. статусно-ролевые характеристики персонажей
8. уровень обученности студентов
9. речевая тактика и речевые намерения:
запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения;
10. речевой материал игры
11. средства наглядности
12. критерии оценки речевого поведения и неречевых компонентов общения игроков.
Подготовка к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней и заключается в следующем:
· поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;
· повторение речевых формул и лексики по теме.
Если игра подготовлена заранее, то в ней можно приступить сразу же после уточнения ситуации.
8. Результаты, к которым пришли студенты во время обсуждения, лучше всего зафиксировать наглядно.
Критерии оценки:
• Соответствие лексики теме;
• Деловой стиль одежды, прически, макияжа, маникюра и т.д.;
• Выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи;
• Выступающий корректно отвечает на вопросы и замечания комиссии, обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней;
• Работа сдана в срок.