Организация стратегического планирования на предприятиях.

Успешное развитие хозяйствующего субъекта в условиях конкретного окружения во многом зависит от уровня разработки обоснованных и осмысленных стратегий, которые через реализацию тщательно разработанных планов стратегического развития должны воплощать в жизнь. Впервые организованный бизнес столкнулся с проблемой стратегического планирования в условиях экономического кризиса.

Стратегическое планирование, как новый подход развития хозяйствующего субъекта был сформирован в 70-80-х гг.

Применительно исключительно к экономике и бизнесу суть стратегического планирования раскрывается как определение долгосрочных целей и задач предприятий, адаптация курса действий и размещения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

В период развития рыночных отношений понятие бизнес, стратегия и стратегическое планирование все теснее увязываются с проблемами конкуренции и конкурентной борьбы.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, такие как оперативные, тактические и долгосрочные. Отличие заключается не только в степени детализации плана, целях и выборе горизонта планирования, а в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее, а стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и на его основе принятия решения из будущего в настоящее. Следовательно, основное отличие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будущего. В стратегическом планировании будущее рассматривается вариативно, т.е. как в позитивном, так и в негативном процессе развития событий. Поэтому ключевое место в стратегическом планировании отводится анализу перспектив предприятия, внешних и внутренних факторов, выяснению тех опасностей и возможностей, которые способны изменить сложившееся тенденции.

Основные отличительные черты стратегического планирования:

1.выстраивание плана из будущего в настоящее, а не от достигнутого, что присуще долгосрочному планированию

2.отсутствия связи с временными ограничениями;

3.ориентация на изменение масштабов производства, на номенклатуру продукции, а также на определение основных направлений развития организации в перспективе;

4.плановый горизонт ограничен не временем, а темпами развития предприятия и отрасли в целом;

5.предприятие рассматривается как целостная система, а ее подразделения как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы этой системы, а также предусматривается наличие основной цели по развитию потенциала организации и учитывается «человеческий фактор» в процессе производства.

Стратегическое планирование является процессом, состоящим из последовательных взаимосвязанных этапов, которые можно представить в виде следующей схемы.

Миссия организации
Оценка и анализ внутренней среды
Оценка и анализ внешней среды
Цели организации


 

 

Анализ стратегических альтернатив
Выбор стратегии
Реализация стратегии
Анализ результатов и оценка эффективности

 

 

 

Стратегическое планирование базируется на системном анализе, свойствах целенаправленных саморазвивающихся систем и построении дерева целей (решений), как инструмента сопоставления и упорядочивание приоритетов развития в их взаимной увязке.

Целью стратегического планирования является разработка, внедрение и развитие новых направлений деятельности, которые смогли бы обеспечить рост доли завоеванного рынка, доходов, и как следствие увеличение рыночной стоимости организации.

Основные этапы стратегического планирования:

1. стратегический (ситуационный) анализ;

2. уточнение миссии;

3. определение стратегических целей;

4. разработка стратегического маркетинга;

5. выбор оптимальной стратегии управления рисками;

6. разработка организационной структуры и выбор стратегии управления персоналом;

7. разработка плана действий.