Понятие.

Недобросовестная конкуренция:

А) действие хозяйствующего субъекта (группы лиц).

Б) противоречат требованиям (перечень в законе).

В) причинили (могут причинить) убытки, вред деловой репутации.

Принзнаки:

-активная форма противоправного поведения (действие), независимо от наличия (отсутствия) доминирующего положения на товарном рынке.

-действия направлены на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.

-действия противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.

-действия причинили (могу причинить) убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, нанесли (могут нанести) вред деловой репутации хозяйствующих субъектов-конкурентов.

 

2) нормативное правовое регулирование защиты о недобросовестной конкуренции.

Конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (заключена в Париже).

ГК (ст. 10, часть 4).

Законы: о защите конкуренции (ст. 4, 14), о рекламе (ст. 5), об организации и проведении 22 Олимпийских зимних игр 2014 (ст. 8).

 

3) формы.

1. Смешение между деятельностью хозяйствующих субъектов-конкурентов:

-незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации ЮЛ, продукции.

-введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

2. Дискриминация хозяйствующего субъекта-конкурента и его деятельности:

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений.

-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом товаров с товарами хозяйствующих субъектов-конкурентов.

3. Введение в заблуждение относительно товара, в отношении его производителей.

4. Незаконное получение, использование, распространение конфиденциальной информации.

 

Государственный контроль за экономической концентрацией на товарном рынке.

 

1) государственный контроль за экономической концентрацией: нормативная основа, назначение, виды.

2) предварительный и последующий контроль.

3) контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.

4) правовые последствия несоблюдения требований по контролю за экономической концентрацией.

 

1) государственный контроль за экономической концентрацией: нормативная основа, назначение, виды.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (ст. 4).

Виды:

А) горизонтальная.

Б) Вертикальная:

-прогрессивная (потребитель).

-регрессивная (поставщик).

В) Смешанная.

Показатели (критерии) ЭК.

Виды показателей:

А) структурный:

-суммарная стоимость активов.

-суммарная выручка от реализации.

-внесение в реестр.

Б) качественный.

Определение структурных показателей:

-приказ Минфина от 2.07.10 №66н «о формах бух отчетности организаций»:

Активы – форма по ОКУД 0710001 (бух баланс).

Выручка от реализации – форма 2 (отчет о прибылях и убытках).

Реестр хозяйствующих субъектов (доля более 35%, доминирующих на товарном рынке).

 

Нормативные основы:

-закон о защите конкуренции (глава 7).

-постановление Правительства 2007 №334, 335 об установлении величин активов…».

-приказ ФАС 2012 №342,2007г. №294, 457 «об утверждении административных регламентов…».

-приказ ФАС 2008 №129 «об утверждении формы представления сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями…».

Назначение контроля:

Государственный контроль:

-предупреждение ограничения конкуренции.

-предотвращение появления (усиления) доминирования субъектов на товарном рынке.

 

Виды контроля:

А) период осуществления:

-предварительный.

-последующий.

Б) юридически значимое действие:

-создание коммерческой организации.

-приобретение активов, прав.

-реорганизация коммерческой организации.

 

2) предварительный и последующий контроль.

Предварительный контроль:

-до совершения сделки либо действия представляется ходатайство о даче согласия в ФАС, ТУ ФАС (ст. 27-29 Закона).

-ходатайство в произвольной форме, представляет лицо (лица), указанное (-st) в ст. 32 Закона, оплачивается гос пошлиной.

-перечень предусмотренных документов и сведений определен ст. 32 Закона.

-при принятии положительного решения антимонопольным органом сделка должна быть совершена в течение года с даты принятия решении.

Последующий контроль:

-после совершения сделки, действия представляется уведомление в ФАС, ТУ ФАС (ст. 30,31 Закона).

-уведомление представляет лицо, на которое такая обязанность возложена ст. 30, 31 Закона, не оплачивается государственной пошлиной.

-перечень представляемых документов и сведений определен т. 32 Закона.

-по инициативе лиц (ст. 30) может быть получено предварительное согласие антимонопольного органа, уведомление не представляется.

 

Порядок рассмотрения ходатайств, уведомлений:

-обязательно устанавливается доминирующее положение заявителей, иных лиц.

-ходатайство рассматривается в течение 30 дней, принимается решение (может быть выдано предписание).

-уведомление представляется в течение 45 дней, может быть выдано предписание.

-предписание с «поведенческими» условиями.

 

Контроль при слиянии и присоединении.

Действие. Предварительный (ст. 27). Последующий (ст. 30).
Слияние, присоединение коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций). 1) суммарная стоимость активов больше 7 млрд. рублей; 2) суммарная выручка от реализации больше 10 млрд. рублей; 3) одна из организаций включена в реестр. 1) суммарная стоимость активов больше 400 млн. рублей; 2) суммарная выручка от реализации более 400 млн. рублей.  
Слияние, присоединение финансовых организаций. Суммарная стоимость активов превышает: -1 млрд. рублей – фондовые биржи. -200 млн. рублей – страховщики. -24 млрд. рублей – кредитные организации. Суммарная стоимость активов не превышает: -1 млрд. рублей – фондовые биржи. -200 млн. рублей – страховщики. -24 млрд. рублей – кредитные организации.

 

Контроль при приобретении акций (долей), имущества, прав.

Общие положения:

-приобретение акций (долей) – покупка, договоры доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, иные.

-суммируются активы, выручка приобретателя и лица, являющегося объектом экономической концентрации (лицо, чьи акции (доли), активы, основные фонды приобретаются, права в отношении которого приобретаются).

 

Контроль при приобретении акций (долей), имущества, прав в отношении коммерческой организации, хозяйствующего субъекта.

Действие по приобретению. Предварительный (ст. 28). Последующий (ст. 30).
1) Больше 25%, 50%, 75% акций АО; 2) больше 1/3, 50%, 2/3 долей ООО; 3) больше 20% от стоимости основных фондов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество; 4) прав в отношении хозяйствующего субъекта (условия осуществления предпринимательской деятельности, функции исполнительного органа); 5) больше 50% акций (долей) юл, учрежденного за пределами РФ, иных прав.   1) суммарная стоимость активов больше 7 млрд. рублей; 2) суммарная выручка от реализации больше 10 млрд. рублей; при этом (относится к п. 1,2) активы лица, являющегося объектом экономической концентрации более 250 млн. рублей; 3) одна из организаций включена в реестр. 1) суммарная стоимость активов больше 400 млн. рублей; 2) суммарная выручка от реализации больше 400 млн. рублей; при этом (относится к п. 1,2) активы лица, являющегося объектом экономической концентрации более 60 млн. рублей; 3) нет.

 

Контроль при приобретении акций (долей), имущества, прав в отношении коммерческой организации финансовой организации.

Действия. Предварительный. Последующий.
1) Больше 25%, 50%, 75% акций АО; 2) больше 1/3, 50%, 2/3 долей ООО; 3) больше 10% от стоимости активов финансовой организации. Суммарная стоимость активов превышает: -1 млрд. рублей – фондовые биржи. -200 млн. рублей – страховщики. -24 млрд. рублей – кредитные организации. Суммарная стоимость активов превышает: -500 млн. рублей – фондовые биржи. -100 млн. рублей – страховщики. -2,2 млрд. рублей – кредитные организации.

 

 

3) контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.

Особенности контроля в ст. 31:

-сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 Закона, осуществляются без предварительного согласия, но с последующим уведомлением при соблюдении условий:

А) сделки совершаются лицами, входящими в группу лиц.

Б) перечень лиц, входящих в группу лиц, представлен в ФАС.

В) перечень не изменился на момент совершения.

-ФАС РФ размещает перечень лиц на официальном сайте.

-уведомление о сделках, иных действиях в общем порядке.

 

4) правовые последствия несоблюдения требований по контролю за экономической концентрацией.

А) слияние, присоединение без согласия антимонопольного органа – возможна принудительная реорганизаций, ликвидация по иску антимонопольного органа.

Б) сделки без согласия антимонопольного органа – оспоримы, могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа, срок исковой давности 1 год.