Понятие.
Недобросовестная конкуренция:
А) действие хозяйствующего субъекта (группы лиц).
Б) противоречат требованиям (перечень в законе).
В) причинили (могут причинить) убытки, вред деловой репутации.
Принзнаки:
-активная форма противоправного поведения (действие), независимо от наличия (отсутствия) доминирующего положения на товарном рынке.
-действия направлены на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.
-действия противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
-действия причинили (могу причинить) убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, нанесли (могут нанести) вред деловой репутации хозяйствующих субъектов-конкурентов.
2) нормативное правовое регулирование защиты о недобросовестной конкуренции.
Конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (заключена в Париже).
ГК (ст. 10, часть 4).
Законы: о защите конкуренции (ст. 4, 14), о рекламе (ст. 5), об организации и проведении 22 Олимпийских зимних игр 2014 (ст. 8).
3) формы.
1. Смешение между деятельностью хозяйствующих субъектов-конкурентов:
-незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации ЮЛ, продукции.
-введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
2. Дискриминация хозяйствующего субъекта-конкурента и его деятельности:
-распространение ложных, неточных или искаженных сведений.
-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом товаров с товарами хозяйствующих субъектов-конкурентов.
3. Введение в заблуждение относительно товара, в отношении его производителей.
4. Незаконное получение, использование, распространение конфиденциальной информации.
Государственный контроль за экономической концентрацией на товарном рынке.
1) государственный контроль за экономической концентрацией: нормативная основа, назначение, виды.
2) предварительный и последующий контроль.
3) контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.
4) правовые последствия несоблюдения требований по контролю за экономической концентрацией.
1) государственный контроль за экономической концентрацией: нормативная основа, назначение, виды.
Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (ст. 4).
Виды:
А) горизонтальная.
Б) Вертикальная:
-прогрессивная (потребитель).
-регрессивная (поставщик).
В) Смешанная.
Показатели (критерии) ЭК.
Виды показателей:
А) структурный:
-суммарная стоимость активов.
-суммарная выручка от реализации.
-внесение в реестр.
Б) качественный.
Определение структурных показателей:
-приказ Минфина от 2.07.10 №66н «о формах бух отчетности организаций»:
Активы – форма по ОКУД 0710001 (бух баланс).
Выручка от реализации – форма 2 (отчет о прибылях и убытках).
Реестр хозяйствующих субъектов (доля более 35%, доминирующих на товарном рынке).
Нормативные основы:
-закон о защите конкуренции (глава 7).
-постановление Правительства 2007 №334, 335 об установлении величин активов…».
-приказ ФАС 2012 №342,2007г. №294, 457 «об утверждении административных регламентов…».
-приказ ФАС 2008 №129 «об утверждении формы представления сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями…».
Назначение контроля:
Государственный контроль:
-предупреждение ограничения конкуренции.
-предотвращение появления (усиления) доминирования субъектов на товарном рынке.
Виды контроля:
А) период осуществления:
-предварительный.
-последующий.
Б) юридически значимое действие:
-создание коммерческой организации.
-приобретение активов, прав.
-реорганизация коммерческой организации.
2) предварительный и последующий контроль.
Предварительный контроль:
-до совершения сделки либо действия представляется ходатайство о даче согласия в ФАС, ТУ ФАС (ст. 27-29 Закона).
-ходатайство в произвольной форме, представляет лицо (лица), указанное (-st) в ст. 32 Закона, оплачивается гос пошлиной.
-перечень предусмотренных документов и сведений определен ст. 32 Закона.
-при принятии положительного решения антимонопольным органом сделка должна быть совершена в течение года с даты принятия решении.
Последующий контроль:
-после совершения сделки, действия представляется уведомление в ФАС, ТУ ФАС (ст. 30,31 Закона).
-уведомление представляет лицо, на которое такая обязанность возложена ст. 30, 31 Закона, не оплачивается государственной пошлиной.
-перечень представляемых документов и сведений определен т. 32 Закона.
-по инициативе лиц (ст. 30) может быть получено предварительное согласие антимонопольного органа, уведомление не представляется.
Порядок рассмотрения ходатайств, уведомлений:
-обязательно устанавливается доминирующее положение заявителей, иных лиц.
-ходатайство рассматривается в течение 30 дней, принимается решение (может быть выдано предписание).
-уведомление представляется в течение 45 дней, может быть выдано предписание.
-предписание с «поведенческими» условиями.
Контроль при слиянии и присоединении.
Действие. | Предварительный (ст. 27). | Последующий (ст. 30). |
Слияние, присоединение коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций). | 1) суммарная стоимость активов больше 7 млрд. рублей; 2) суммарная выручка от реализации больше 10 млрд. рублей; 3) одна из организаций включена в реестр. | 1) суммарная стоимость активов больше 400 млн. рублей; 2) суммарная выручка от реализации более 400 млн. рублей. |
Слияние, присоединение финансовых организаций. | Суммарная стоимость активов превышает: -1 млрд. рублей – фондовые биржи. -200 млн. рублей – страховщики. -24 млрд. рублей – кредитные организации. | Суммарная стоимость активов не превышает: -1 млрд. рублей – фондовые биржи. -200 млн. рублей – страховщики. -24 млрд. рублей – кредитные организации. |
Контроль при приобретении акций (долей), имущества, прав.
Общие положения:
-приобретение акций (долей) – покупка, договоры доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, иные.
-суммируются активы, выручка приобретателя и лица, являющегося объектом экономической концентрации (лицо, чьи акции (доли), активы, основные фонды приобретаются, права в отношении которого приобретаются).
Контроль при приобретении акций (долей), имущества, прав в отношении коммерческой организации, хозяйствующего субъекта.
Действие по приобретению. | Предварительный (ст. 28). | Последующий (ст. 30). |
1) Больше 25%, 50%, 75% акций АО; 2) больше 1/3, 50%, 2/3 долей ООО; 3) больше 20% от стоимости основных фондов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество; 4) прав в отношении хозяйствующего субъекта (условия осуществления предпринимательской деятельности, функции исполнительного органа); 5) больше 50% акций (долей) юл, учрежденного за пределами РФ, иных прав. | 1) суммарная стоимость активов больше 7 млрд. рублей; 2) суммарная выручка от реализации больше 10 млрд. рублей; при этом (относится к п. 1,2) активы лица, являющегося объектом экономической концентрации более 250 млн. рублей; 3) одна из организаций включена в реестр. | 1) суммарная стоимость активов больше 400 млн. рублей; 2) суммарная выручка от реализации больше 400 млн. рублей; при этом (относится к п. 1,2) активы лица, являющегося объектом экономической концентрации более 60 млн. рублей; 3) нет. |
Контроль при приобретении акций (долей), имущества, прав в отношении коммерческой организации финансовой организации.
Действия. | Предварительный. | Последующий. |
1) Больше 25%, 50%, 75% акций АО; 2) больше 1/3, 50%, 2/3 долей ООО; 3) больше 10% от стоимости активов финансовой организации. | Суммарная стоимость активов превышает: -1 млрд. рублей – фондовые биржи. -200 млн. рублей – страховщики. -24 млрд. рублей – кредитные организации. | Суммарная стоимость активов превышает: -500 млн. рублей – фондовые биржи. -100 млн. рублей – страховщики. -2,2 млрд. рублей – кредитные организации. |
3) контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.
Особенности контроля в ст. 31:
-сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 Закона, осуществляются без предварительного согласия, но с последующим уведомлением при соблюдении условий:
А) сделки совершаются лицами, входящими в группу лиц.
Б) перечень лиц, входящих в группу лиц, представлен в ФАС.
В) перечень не изменился на момент совершения.
-ФАС РФ размещает перечень лиц на официальном сайте.
-уведомление о сделках, иных действиях в общем порядке.
4) правовые последствия несоблюдения требований по контролю за экономической концентрацией.
А) слияние, присоединение без согласия антимонопольного органа – возможна принудительная реорганизаций, ликвидация по иску антимонопольного органа.
Б) сделки без согласия антимонопольного органа – оспоримы, могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа, срок исковой давности 1 год.