Информация и данные
В научной и учебной литературе имеется много трактовок информации, более или менее полно раскрывающих ее сущность и свойства. Слово «информация» известно всем, каждый представляет, что оно означает. Между тем, как и всякому абстрактному понятию, дать единственное и точное определение информации достаточно сложно. Это связано с тем, что информацией как явлением занимаются многие науки, в частности, философия, кибернетика (наука об управлении), генетика, теория средств массовой информации (печать, радио, телевидение), математическая теория связи, информатика и др. Например, философия рассматривает информацию как одно из основных свойств материи, базирующихся на понятии отражения. В кибернетике и общей теории систем под информацией понимаются проявляющиеся в коммуникационных процессах сведения, знания наблюдателя о системе и среде ее функционирования.
Термин информация происходит от латинского «information», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и так далее. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Следует отметить, что практически у всех определений имеются две общие черты: 1) информация всегда связывается с процессом движения (она передается); 2) информация проясняет ситуацию, т. е. в определенной степени снимает неопределенность.
К настоящему времени разработаны три основные теории информации:
1. Статистическая теория информации (основатель К. Шеннон), которая предполагает вероятностный подход к этому понятию и вводит единицу измерения информации — бит. В таком понимании информация — это снятая неопределенность, результат выбора возможных альтернатив. Существенным недостатком этой математической теории информации является то, что она не затрагивает содержательную ценность информации.
2. Кибернетическая теория (основатель Н. Винер). В рамках данной теории «информация — это не вещество и не энергия», а продукт научного познания, средство изучения реальной действительности, единственный и универсальный способ передачи знаний. При этом возникает объективный коммуникационный процесс «отправитель—канал—получатель», в рамках которого можно рассматривать информацию как знания в процессе коммуникации, в процессе потребления с целью принятия решения или удовлетворения интереса.
3. Логико-семантическая теория (основатели Р. Карнап, И. Бар-Хиллел и др.), базирующаяся на понятии логической вероятности как степени подтверждения гипотезы.
Общим для всех теорий является наличие путей решения связанных между собой трех проблем: определение совокупности возможных альтернатив развития событий, процессов или явлений; количественная оценка вероятности этих альтернатив и их значимости для субъекта; введение меры семантической информации (знания, имеющего определенную меру ценности для кого-либо).
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Наряду с информацией часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. Данные - информация, записанная на каком-либо носителе с помощью того или иного языка.
Во многих сферах современного производства и секторах информационной экономики информация выступает одновременно как предмет, средство и результат труда. Как предмет труда информация — это первичные необработанные данные, как средство труда — это совокупность знаний, приемов и средств, при помощи которых первичные данные могут быть эффективно обработаны и использованы. Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами и быть пригодной для потребления человеком.
В информационной экономике информация становится товаром, то есть предметом сделок и основой для организации информационного обслуживания потребителей.