Свойства информации
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.
Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.
- Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
- Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” - объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
- Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- Преднамеренное искажение (дезинформация);
- Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
- Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
- Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
- Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
- Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
- Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
- Понятность.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.