О государстве

Слово «закон», взятое в абсолютном смысле, означает то, что заставляет каждого индивидуума – всех или нескольких, принадлежащих к одному и тому же виду, – действовать одним и тем же известным и определенным образом; а это зависит или от естественной необходимости, или от людского соизволения. Закон, зависящий от естественной необходимости, есть тот, который необходимо следует из самой природы или определения вещи; закон же, зависящий от людского соизволения и называемый удачнее [c.29] – правом, есть тот, который люди предписывают себе и другим, чтобы безопаснее и удобнее жить или по другим причинам. (Спиноза Б. Трактаты. – М.: «Мысль», 1998. С. 58)

Итак, коль скоро закон есть не что иное, как образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели, то поэтому закон должно, я думаю, разделить на человеческий и божественный: под человеческим законом я понимаю образ жизни, который служит только для охранения жизни и государства, под божественным же тот, который имеет целью только высшее благо, т. е. истинное познание Бога и любовь к Нему. (Там же. С. 59‑60)

Несомненно, что там, где люди имеют общее право и все руководимы как бы единым духом, каждый из них имеет тем менее права, чем более превосходят его мощью все остальные вместе т. е. он не имеет на самом деле по природе никакого другого права, кроме того, которое уступает ему общее право. Он обязан исполнять все, что бы ни повелевалось ему с общего согласия, или же он по праву будет принужден к этому.

Это право, дефинируемое мощью народа (multitudinis), обыкновенно называется верховной властью (imperium). Она сосредоточена абсолютно в руках того, на кого с общего согласия положена забота о делах правления, а именно установление, истолкование и отмена права, укрепление городов, решение вопроса о войне и мире и т. д. Если это попечение лежит на коллегии, составляющейся из всего народа, то форма верхов власти называется демократией, если на коллегии, в которую входят только избранные, – аристократией, и если, наконец, забота о делах правления и, следовательно, верховная власть возложена на одно лицо – монархией. (Там же. С. 271‑272)

Наличность какой бы то ни было верховной власти (imperium) создает гражданское состояние, совокупное же тело верховной власти называется государством (civitas), а [c.30] общие дела верховной власти, направляемые тем, в чьих руках верховная власть, именуются делами правления (res publica). Затем, люди, поскольку они по праву гражданскому пользуются всеми выгодами государства, называются гражданами, а поскольку они обязаны подчиняться установлениям, или законам, государства, – подданными. (Там же. С. 275)

Каково же наилучшее состояние каждой формы верховной власти – легко познается из цели гражданского состояния: она есть не что иное, как мир и безопасность жизни. И потому та верховная власть является наилучшей, при которой люди проводят жизнь в согласии и коей право блюдется нерушимо (Там же. С. 287)

 

ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716)

Готфрид Лейбниц – немецкий философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодовитых ученых XVII – нач. XVIII в. Центральное место у Лейбница принадлежит учению о монадах и божественной предустановленной гармонии. Лейбницу принадлежит оригинальное решение проблемы объяснения присутствия зла в мире (Теодицея), а также связи души и тела. Он выдвинул идею создания всеобщей науки, позволяющей свести воедино все виды познания к вычислению. В естественнонаучной области философ отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). С другой стороны он дошел до различения абстрактных истинности фактов.

Главные работы Лейбница: "Рассуждения о физике", "Новая система природы и общения между душою и телом", [c.31] "Новые опыты о человеческом разуме", "Теодицея", "Монадология" и др.