О Божественной Троице

В высшем единстве существует какая-то, чудесная и неизбежная множественность. Вот ведь если настолько невозможно одному и тому же быть рождающим и рожденным и одному и тому же быть родителем и порождением, что с необходимостью родителем должен быть один, рожденным – другой; и Отцом – один, Сыном – другой, то настолько ж необходимо одно и то же должны составлять и тот, кто рождает, и порождение... Хотя и Отец отдельно есть совершенный высший Дух, однако Дух Отец и Дух Сын суть настолько одно и то же, что Отец и Сын есть не два, а один ДУХ. Как отдельные свойства каждого из них по отдельности не умножаются, поскольку они не принадлежат различным субстанциям, так и то, что сохраняется неделимое единство, хотя оно имеется у каждого отдельно все как целое... Они так тождественны по субстанции, что всегда в Отце есть сущность Сына, а в Сыне – сущность Отца, притом не разная, но одна и та же. Это вовсе не исключает и то, чтобы Сын и сам через себя существовал, и то, чтобы он вмел свое бытие от Отца. Иначе не будет одно и те же бытие Отца и Сына, Сын не будет равен Отцу. (Там же. С. 92-93.)

Из самой своей сущности, не допускающей множественности, испускают Отец и Сын в равной мере толикое благо. Следовательно, как Отец отдельно есть высший Дух, и отдельно Сын есть высший Дух, и вместе Отец, и Сын суть не два, но один Дух, – так любовь высшего Духа истекает и от Отца, и от Сына одна и та же целиком. (Там же. С. 100.)

Высший Дух любит себя. Эта любовь есть то же, что высший Дух, и все же она составляет один Дух с Отцом и Сыном, эта любовь целиком исходит от Отца, целиком от Сына, и все же она всегда есть лишь одна любовь. Один лишь Отец есть родитель и нерожденный, один Сын – рожденный, и только любовь их – ни рожденная, ни нерожденная. Они составляют не три, но одно нетварное и творящее, то же [с.20] можно сказать и о Духе Отца и Сына... Как Сын есть сущность или мудрость Отца, в том смысле, что Он имеет ту же сущность или мудрость, что Отец, так этот Дух есть Отца или Сына сущность, мудрость и подобное. Отец, Сын и дух в равной степени содержатся друг в друге, никто из них не нуждается в другом для припоминания, разумения или любви, так как каждый из них в отдельности есть память, и разум, и любовь, и все, что с необходимостью присуще высшей сущности. Все же их не трое, но один Отец, и Сын, и Дух. (Там же. С. 37.)

Приятно наблюдать в Отце, и Сыне, и Духе троих, как они стоят друг к другу в таком равенстве, что ни один из них не выдается перед другим. Ибо кроме того, что каждый из них есть высшая сущность так, что при этом все трое вместе составляют только одну высшую сущность, не могущую быть ни без себя, ни вне себя, ни больше ни меньше себя самой – при всем том, однако, то же самое можно утверждать о каждом из них по отдельности. В самом деле, Отец всецело находится в Сыне и в общем их Духе, а Сын – в Отце и в Духе и этот же Дух – в Отце и в Сыне, это не поддается объяснению вследствие непостижимой высоты божественной природы. (Там же. С. 109.)

Следует верить равно и в Отца, и в Сына, и в Духа их – в каждого по отдельности, и в троих вместе, потому что и отдельно Отец и Сын, и Дух – каждый есть высшая сущность, и все вместе трое суть одна, и та же высшая сущность, в которую одну и должен верить каждый человек, ибо она есть единственная цель /finis/, к которой следует во всяком помышлении и действии через любовь стремиться. Человеку надлежит веровать в единую ТРОИЦУ, поскольку Отец, Сын и Дух – три лица, но одна субстанция. (Там же. С. 119.) [с.21]