Лекция 11. Международные экономические отношения
Международное разделение труда (МРТ)
три фактора:
1. Промышленная революция в Европе
· Начало формирования экономического лидерства
2. Формирование современных капиталистических отношений
· Складывание рыночных условий
3. появление международного (всемирного) рынка
причины формирования МРТ
1. формирование международного рынка
· появлялись центры, регионы и т.д.
2. постоянный поиск эффективных моделей конкуренции
· Эффективная конкуренция – состояние получить ту норму прибыли, на которую рассчитываешь.
3. основной принцип бизнеса - стремление сократить издержки и увеличить прибыль
ВТО:
1. товарный обмен
2. услуги
3. технологии
4. объекты интеллектуальной собственности
Сложилось несколько центров: США и Канада, ЕС, юго-восточная Азия (их разделяют на азиатских тигров, Китай), БРИКС, Ближний Восток
принцип использования конкуретных преимуществ - каждая страна ведет учет своих преимуществ и связует это с мировым рынком
принцпиальная роль - у тнк они поглощают конкуретные преимущества, являются мировыми двигателями конкурентных преимуществ
современное разделение труда без них невозможно
Механизм: компенсационные отношения - первая сторона предоставляет средства для производства, вторая сторона, воспользовавшись, по более низкой цене возвращает кредит (продукцию)
кластер - совокупность производств в одной сфере
Формы международно-экономических отношение (основные):
1. внешняя или мировая торговля
2. кредитные отношения
3. валютные или платежно-расчетные отношения
4. миграция и вывоз капитала (FDI – прямые иностранные инвестиции. Более прибыльны чем портфельные).
5. миграция рабочей силы. Добавленная стоимость - цель экономики, зависит от концетрации различных ресурсов
6. международные интеграционные процессы (ЕС, АТЭС,СНГ например)
7. создание и развитие тнк и международных финансовых институтов
· в 1944г. в штате Нью-Хэмпшир были подписаны Бреттон-Вудские соглашения
8. Межгосударственное регулирование валютных и сырьевых рынков (в первую очередь правовое и фискальное)
внешняя торговля - через тнк, вто (трансфер добавленной стоимости)
мировой рынок - сфера обмена, охватывающая совокупный товарообмен между его объектами
1. ресурсы ограничены
2. перепроизводство в рамках локальной экономики
3. естесвенное стремление в увеличению прибыли
международный маркетинг - товаров за пределами страны, где товар произведен
пример: Тойота
основной закон экономики : закон спроса и предложения
Чем ниже цена, тем больше спрос и ниже предложение
при прочих равных условиях, чем ниже - чем выше спрос,
равновесная цена (справедливая цена) - на пересечении спроса и предложения (в точке равновесия)
в 1890 альфредом маршаллом
эластичность спроса - колебания спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги
формула: коэффициент эластичности равен проценту изменения количества продаж деленное на процент изменения цены.
Минимальная эластичность у товаров первой необходимости.
теория абсолютных преимуществ Адама Смита - попытка транспланировать разговор о преимуществах с микроуровня на макроуровень
стране целесообразно вывозить то, на что издержки ниже , а ввозить то, что дороже производить у себя
у страны абсолютные преимущества ( по адаму смиту ) - естественные - климат, территория, и т. д . природа) приобретенные (технологии, кадры, песонал, goodwill)
каждая страна должна специализироваться на том, в чем абсолютное преимущество
Теория конкуретных преимуществ Майкла Портера.
в 1991 «Конкурентные преимущества стран», международная конкуренция
· доказывает, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными преимуществами, а с приобретенными
· новый подход к анализу внешней торговли
На мировом рынке конкурируют субъекты, а не страны
Показывает, как фирма создает и удерживает преимущества
зависят от правильно выбранной конкурентной стратегии и факторо -детерминантовв:
1. структура отрасли хозяйствующего субъекта
2. какую позицию эта фирма или этот субъект играет
количество фирм и количеством субъектов
товар-заменитель или фирма-заменитель- substitute
монополизация – несовершенная форма конкуренции
Для успеха на международном рынке стране необходимо соединить конкурентную стратегию и преимущества страны и её национальные интересы
обеспеченность факторами производства (развитой специализации - ниокр - научные исследовательские опытно-конструкторские разработки, инфраструктура.), стимулируемо развиваемые страной.
стимулировать выход на международные рынки
Формируются кластеры национально-конкурентных областей
Портер «Теория национального ромба»