Стратегическая модель архитектуры SAM

 

Методика Стратегическая модель архитектуры SAM (Strategic Architecture Model) является инструментом анализа и документирования архитектуры предприятия и связанных с ней доменов.

Описание этой методики и применение ее для создания бизнес-шаблонов архитектуры можно найти на сайте http://www.systems-advisors.com.

SAM использует нотацию "сфер интересов" для представления целостного набора фактов о предприятии и "отношений", которые связывают эти факты в полезные группы, что обеспечивает полезный взгляд на структуру и операции, выполняемые предприятием.

SAM можно рассматривать как некоторую надстройку над моделью архитектуры предприятия Захмана. Она предоставляет общие структуры для определения архитектуры и механизмы, позволяющие организовать и анализировать информацию об архитектуре.

SAM использует итеративный подход при создании архитектуры, сочетающий элементы разработки "сверху–вниз" и "снизу–вверх". "Сферы интересов" SAM позволяют легко систематизировать всю информацию, имеющую отношение к определенному предмету, например, информацию об организационных структурах или бизнес-процессах. Сфера может заполняться в направлении "снизу–вверх" путем сбора относящейся к предметной области информации, а на более высоких уровнях эта информация будет обобщаться. Либо же заполнение может идти в направлении "сверху–вниз" с постепенной декомпозицией на более мелкие детали.

После того как некоторая пара сфер определена с достаточной степенью детализации, элементы, составляющие эти сферы, могут быть связаны так, чтобы представить существующие в реальности связи между объектами анализа. Это обеспечивает возможность оптимизации и улучшений в различных областях деятельности предприятия.

Опыт показывает, что наибольшую важность представляют следующие сферы: цели и задачи, организация, бизнес-процессы, прикладные системы, технологии, проекты, бизнес-компоненты, данные, бизнес-функции, инфраструктура. Это отражено на рис. 10

 

 

 
 

 

 


Рис. 10 Сферы интересов SAM

 

Внутри каждой области интересов сохраняется информация о какой-то определенной предметной области, что обеспечивает простоту сопровождения и извлечения этой информации. Обычно применяется одна или более иерархическая структура, которые напоминают ящик с файлами. Минимальный объем информации, относящейся к какой-либо сфере, называется элементом (member). Например, элементами сферы "Местоположение" могут быть "Головной офис", "Офис продаж в санкт-Петербурге", "Завод в Волоколамске" и т.д. Другими примерами элементов различных сфер являются:

· Конкретные подразделения, например, "Отдел продаж" в сфере "Организация".

· Конкретные бизнес-процессы, например, "Прием заказа" в сфере "Бизнес-процессы".

· Конкретные информационные объекты, такие как "Клиент" в сфере "Данные".

В принципе, наименования сфер говорят сами за себя. Отметим только, что под бизнес-компонентами понимается совокупность данных и тех бизнес-функций, которые создают, читают, обновляют и удаляют эти данные. Группировка всех функций, создающих и обновляющих одни и те же элементы данных с помощью процесса под названием "коммутативная кластеризация" позволяет определить неизбыточное количество "строительных блоков" – компонент – которые могут использоваться для построения систем и приложений, поддерживающих определенные бизнес-процессы. Компоненты являются важными конструкциями в современных подходах к разработке систем. Достаточно вспомнить про сервис-ориентированную архитектуру SOA и архитектуру MDA, основанную на моделях. Объединение (инкапсуляция) функциональности и данных позволяет на практике добиться повторного и многократного использования элементов систем и дает возможность замены одних элементов другими. Компоненты предлагают "сервисы", которые могут использоваться в совокупности с другими сервисами, предлагаемыми другими компонентами в рамках сервис-ориентированной архитектуры.

Важное замечание, отраженное на нашем рисунке, состоит в том, что можно выделить три категории сфер:

· Стабильные. Эти сферы описывают достаточно стабильные элементы бизнеса и представляют фундаментальные структуры: бизнес-функции, данные, бизнес-компоненты и инфраструктуру.

· Подвижные. Эти сферы описывают то, что предприятие делает или может делать с точки зрения бизнеса, в том числе для того чтобы обеспечить отличия от конкурентов и динамичность в своей деятельности. Сферы, которые относятся к этому разделу – организация, бизнес-процессы, прикладные системы и технологии – представляют собой области, которые организация может изменить достаточно быстро. Эти сферы могут, на самом деле, находиться в процессе постоянных изменений, для того чтобы обеспечить адекватную реакцию на экономические и рыночные условия.

· Динамичные. Это те сферы, которые задают направления бизнеса, рабочие программы, управление изменениями. Они описывают основные области, в которых работает предприятие, и усилия, которые требуются для движения в сторону достижения целей и задач посредством связанных между собой проектов.

Эта классификация позволяет: во-первых, понимать, какая часть архитектуры вашего предприятия носит достаточно стабильный характер, а какая требует постоянных изменений; во-вторых, это помогает идентифицировать достаточно стабильные области, для которых полезна разработка архитектурных шаблонов.