Методические рекомендации по подготовке к занятию
Тема 10 Обнаружение запасных сахаров в растительном материале
Цель:
- ознакомить с методом определения запасных сахаров в растительном материале
План:
1 Обнаружение редуцирующих сахаров
2 Обнаружение не редуцирующих сахаров
Все моносахара, а также дисахариды типа мальтозы благодаря присутствию альдегидной или кетонной группы являются редуцирующими,
т. е. обладают восстанавливающими свойствами. Распространенная в растениях сахароза — редуцирующее вещество, так как ее молекула состоит из остатков глюкозы и фруктозы, соединенных за счет альдегидной группы глюкозы и кетонной группы фруктозы.
Характерная реакция на редуцирующие сахара — реакция восстановления фелинговой жидкости. Эту жидкость готовят непосредственно перед употреблением путем смешивания равных объемов раствора медного купороса и раствора Щелочи с сегнетовой солью. Последнюю прибавляют для того, чтобы не дать образовавшемуся гидрату оксида меди (II) выпасть в осадок:
CuSO4 + 2КОН = K2SO4 + Cu (OH)2
COOK COOK
| |
CHОH CHО \
| + Cu (OH)2 | Cu + 2H2О
CHОH CHО /
| |
CООNa CООNa
Для обнаружения редуцирующих сахаров, т. е. сахаров с альдегидной или кетонной группой, к исследуемому раствору приливают фелингову жидкость в равном объеме и доводят до кипения. При этом СuО восстанавливается с образованием кирпично-красного осадка Сu2О.
Для обнаружения сахарозы сна чала необходимо поверить путь ее гидролизу на глюкозу и фруктозу и лишь затем провести реакцию с жидкостью Фелинга. По количеству осадка Си2О можно судить о количестве редуцирующих веществ, как содержавшихся в .исходном материале, так и образовавшихся в результате гидролиза сахарозы.
Ход работы. Перед тем как приступить к анализу растительного материала, следует приготовить. фелингову кость и проделать следующие качественные реакции:
1)поместить в пробирку щепотку глюкозы, растворить в небольшом количестве воды, прилить равный объем фелинговой жидкости и нагреть до кипения;
2) растворить в воде щепотку сахарозы, добавить равный объем фелинговой жидкости и довести до кипения;
3) приготовить в пробирке раствор сахарозы, добавить 2—3 капли 20%-ной НО и кипятить в течение 1 мин; нейтрализовать кислоту содой (сыпать до прекращения выделения СО2, прилить равный объем фелинговой жидкости и вновь довести до кипения.
Отметить, образуется ли в пробирках кирпично-красный осадок, и сделать выводы о причинах наблюдаемых явлений.
Анализ растительного материала. Нарезать на мелкие кусочки луковицу лука, корнеплоды моркови и сахарной свеклы. Поместить материал в отдельные пробирки (примерно по V* пробирки), залить небольшим количеством воды и нагревать не менее 5 мин в кипящей водяной бане. Полученную вытяжку профильтровать и перенести с помощью пипетки одинаковые порции фильтрата в две чистые пробирки. С одной порцией проделать реакцию на редуцирующие сахара, с другой — провести гидролиз сахарозы соляной кислотой; после нейтрализации кислоты прилить фелингову жидкость в равном объеме и вновь нагреть до 100° С.
Полученные результаты записать в таблицу, оценивая количество Cu2О по пятибалльной шкале.
Объект | Количество Cu2О | |
Без гидролиза | После гидролиза |
Сделать выводы о присутствии в исследованном материале редуцирующих сахаров и сахарозы.
Оборудование: свежий или высушенный растительный материал (лук, морковь, сахарная свекла; глюкоза; сахароза, 4%-пый раствор CuSO4; щелочной раствор сегнетовой соли (200 г сегнетовой соли и 150 г КОН или NaOH в I л воды); 20%-ная НС1 в капельнице; Na2CO3 порошкообразный; тарелки (3 шт.); скальпели (3 шт.); штатив с пробирками с резиновыми колечками (15 шт.); водяная баня; спиртовка; мерный цилиндр на 100—200 мл; колба для фелингозой жидкости; пипетки на 2—3 мл, держалка для пробирок; воронки (3 шт.); бумажные фильтры; стакан химический; спички.
Литература: 6, с.6-8
Контрольные вопросы:
1 Из каких остатков состоит молекула сахарозы в растениях?
2 Какова реакция Фелинга на сахарозу?