ТЕМА: ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ.
Лекция 9 (Сердюк Т.Г.).
1. Проблема определения ценностей.
2. Проблема ценностей в социогуманитарном познании.
Ценность – фиксированная в сознании субъекта характеристика его отношения к объекту.
Ценностью может быть любая из трех элементов ситуации оценивания: оцениваемый предмет или образец/идеал/эталон в основе оценки или отношение оцениваемого к идеалу.
Схожие понятия: «норма», «долженствование», «социальное бытие», «потребность», «цель», «выбор».
Ценность (деятельностный подход) – представление о желательном, влияющем на выбор поведенческой альтернативы.
Проблема ценностей: в XIX-начале XX в. Герман Лотце (предклассический этап развития аксиологии), Генрих Риккерт и Вильгельм Вендельбант, Макс Вебер («Социология революций»), Мартин Хайдеггер, Ганс Георг Готдамер.
2 позиции в исследовании ценностей:
1. Релятивизм – отрицание возможности объективного анализа ценностей (их изменчивость и исторический характер).
2. Субстанционализм (антирелятивизм) – возможны надчеловеческие ценности.
Питирим Сорокин, роль ценностной компоненты в жизни человека: «лишенные своих значимых аспектов, т.е. ценности, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями, и в таком качестве образуют предмет не социально-гуманитарного познания, а естественных наук».
Классификация ценностей:
По структуре ценностной системы: ядерные (признаются обществом безусловными и неоспоримыми), и периферийные.
По модальности: позитивные и негативные (например контркультурные)
По сферам общественной жизни: экономические, социальные, политические, научные и др.
По интенсивности распространения: доминирующие (признаются подавляющим большинством), вариантные (допускаются), девиантные (преследуются санкциями).
Николай Сергеевич Розов, ценности:
Ø кардинальные (жизнь, здоровье, свободы мысли и слова, свобода распоряжения жизнью, личное достоинство, возможность продолжать род и воспроизводиться духовно, возможность трудом добывать блага и быть оцененным обществом);
Ø субкардинальные (=средства обеспечения кардинальных ценностей, институты и условия для их реализации: для жизни – безопасность и стабильность в обществе, для здоровья – система жизнеобеспечения и соответствующие экологические уловия и т.д.)
Компоненты ценностного сознания:
Каждый индивид конструирует свою субъективную реальность, ценностная сфера также индивидуальна и уникальна. Способность субъекта рефлексировать невозможна без коммуникации (по Ж.-П. Сартру и экзистенциалистам). Индивиды существенно влияют на субъективную реальность друг друга – происходит взаимодействие их ценностных систем.
Каждый индивид высоко оценивает то, что способствовало его успеху, формированию его социального статуса, а затем через призму статуса формируются его периферийные ценности.
В процессе деятельности субъект ищет такие взаимодействия, которые разделяют его ценностные позиции => ценности интегрируют людей
Перестраивать мир под себя или себя под мир?
Релятивизм ценностных систем можно проиллюстрировать, сопоставляя Запад и Восток (отношение к миру, власти, истории, закону).
Идея свободы науки о ценностях – Фрэнсис Бэкон, идолы разума (театра) – приверженность старым научным тенденциям, опыту.
Вебер, 3 непреходящих ценности добро (выражается в правопорядке), красота (- в искусстве), истина (- в науке).
Главная ценность науки - истина, свобода от ценностей есть освобождение науки от субъективизма.
Томас Кун, 5 ценностей научного знания: непротиворечивость, тонкость и простота, плодотворность, наличие области приложения, общецивилизационная значимость.
Хью Лесли, «Ценность в науке», 3 принципа, на которых основана интерпретация науки как свободной от ценностей:
1. беспристрастность – теория может быть принята тогда, когда она воплощает когнитивные ценности и направляет человечество по вектору дальнейшего поиска ценностей, и теория должна быть однозначно отвергнута, если в данной области принята несовместимая с ней теория и научность последней доказана. Никакие иные оценки значимости теории кроме научных не являются основаниями для ее принятия или опровержения.
2. нейтральность – научные теории в формулировках не должны иметь оценочных утверждений.
3. автономность, касается организации процесса познания, - научный процесс должен осуществляться научным сообществом без вмешательства извне, оно само определяет проблемы и приоритеты в области исследований, кто и с какой квалификацией будет принят в его ряды, оценивает компетентность своих членов.