ТЕМА: ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ.

Лекция 9 (Сердюк Т.Г.).

 

1. Проблема определения ценностей.

2. Проблема ценностей в социогуманитарном познании.

 

Ценность – фиксированная в сознании субъекта характеристика его отношения к объекту.

Ценностью может быть любая из трех элементов ситуации оценивания: оцениваемый предмет или образец/идеал/эталон в основе оценки или отношение оцениваемого к идеалу.

Схожие понятия: «норма», «долженствование», «социальное бытие», «потребность», «цель», «выбор».

Ценность (деятельностный подход) – представление о желательном, влияющем на выбор поведенческой альтернативы.

Проблема ценностей: в XIX-начале XX в. Герман Лотце (предклассический этап развития аксиологии), Генрих Риккерт и Вильгельм Вендельбант, Макс Вебер («Социология революций»), Мартин Хайдеггер, Ганс Георг Готдамер.

2 позиции в исследовании ценностей:

1. Релятивизм – отрицание возможности объективного анализа ценностей (их изменчивость и исторический характер).

2. Субстанционализм (антирелятивизм) – возможны надчеловеческие ценности.

Питирим Сорокин, роль ценностной компоненты в жизни человека: «лишенные своих значимых аспектов, т.е. ценности, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями, и в таком качестве образуют предмет не социально-гуманитарного познания, а естественных наук».

Классификация ценностей:

По структуре ценностной системы: ядерные (признаются обществом безусловными и неоспоримыми), и периферийные.

По модальности: позитивные и негативные (например контркультурные)

По сферам общественной жизни: экономические, социальные, политические, научные и др.

По интенсивности распространения: доминирующие (признаются подавляющим большинством), вариантные (допускаются), девиантные (преследуются санкциями).

Николай Сергеевич Розов, ценности:

Ø кардинальные (жизнь, здоровье, свободы мысли и слова, свобода распоряжения жизнью, личное достоинство, возможность продолжать род и воспроизводиться духовно, возможность трудом добывать блага и быть оцененным обществом);

Ø субкардинальные (=средства обеспечения кардинальных ценностей, институты и условия для их реализации: для жизни – безопасность и стабильность в обществе, для здоровья – система жизнеобеспечения и соответствующие экологические уловия и т.д.)

Компоненты ценностного сознания:

Каждый индивид конструирует свою субъективную реальность, ценностная сфера также индивидуальна и уникальна. Способность субъекта рефлексировать невозможна без коммуникации (по Ж.-П. Сартру и экзистенциалистам). Индивиды существенно влияют на субъективную реальность друг друга – происходит взаимодействие их ценностных систем.

Каждый индивид высоко оценивает то, что способствовало его успеху, формированию его социального статуса, а затем через призму статуса формируются его периферийные ценности.

В процессе деятельности субъект ищет такие взаимодействия, которые разделяют его ценностные позиции => ценности интегрируют людей

Перестраивать мир под себя или себя под мир?

Релятивизм ценностных систем можно проиллюстрировать, сопоставляя Запад и Восток (отношение к миру, власти, истории, закону).

Идея свободы науки о ценностях – Фрэнсис Бэкон, идолы разума (театра) – приверженность старым научным тенденциям, опыту.

Вебер, 3 непреходящих ценности добро (выражается в правопорядке), красота (- в искусстве), истина (- в науке).

Главная ценность науки - истина, свобода от ценностей есть освобождение науки от субъективизма.

Томас Кун, 5 ценностей научного знания: непротиворечивость, тонкость и простота, плодотворность, наличие области приложения, общецивилизационная значимость.

Хью Лесли, «Ценность в науке», 3 принципа, на которых основана интерпретация науки как свободной от ценностей:

 

1. беспристрастность – теория может быть принята тогда, когда она воплощает когнитивные ценности и направляет человечество по вектору дальнейшего поиска ценностей, и теория должна быть однозначно отвергнута, если в данной области принята несовместимая с ней теория и научность последней доказана. Никакие иные оценки значимости теории кроме научных не являются основаниями для ее принятия или опровержения.

2. нейтральность – научные теории в формулировках не должны иметь оценочных утверждений.

3. автономность, касается организации процесса познания, - научный процесс должен осуществляться научным сообществом без вмешательства извне, оно само определяет проблемы и приоритеты в области исследований, кто и с какой квалификацией будет принят в его ряды, оценивает компетентность своих членов.