ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 2 (Метелёв А.В.).
2. Преднаука и ее становление в период Античности.
3. Наука в период Средневековья.
4. Образовательная деятельность в Средневековье.
Литература по теме универсалий:
1. Соколов В.В. Средневековая философия.
2. Этьен Жильсон. История средневековой философии.
3. Койре А. Очерки истории философской мысли
Литература по теме инквизицииJ
Жан Делюмо. Ужасы на Западе
2. ПРЕДНАУКА И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ:
Преднаука (Средиземноморье: Египет, Вавилон).
«Знание – сила» (Фрэнсис Бэкон)
Знания как результат опыта, практической деятельности, характер знаний сакральный и эзотерический, носители сакрального знания – жрецы.
Фалес и Пифагор учились в Египте и Вавилоне.
Анаксимандр - первый географ.
Пифагор нередко противопоставляет 2 уровня познания, чувственный и рациональный (отдает предпочтение). С помощью арифметики можно выразить все отношения между вещами и построить модель мира.
Парменид попытался разграничить путь мнений (чувственное познание) и путь разума (путь истины; предпочитиельнее) => элейская школа
Пифагор – математизация научного знания
Платон – научная, не только философская школа. Академия Платона – первая научная теоретизированная школа («не геометр да не войдет!»).
Стремление к теоретизации, идеализации знания, восхождение от частного к общему, «прекрасные науки» (математика). Концепция мира идей (понятийно-категориальная сетка).
Аристотель – стремление к теоретизации познания плюс практическое познание. Биология, физика, гуманитарные науки (формальная логика, риторика, интерес к психологии). Систематизация научного знания своего времени плюс собственные разработки, «О душе».
Школа софистов (V в.) – родоначальники гуманитарного познания. В отличие от натурфилососфии, главной проблемой становится человек (переворот в научном познании, проблема доказательства и опровержения, ораторское искусство).
Эллинизм (IV в. до н.э. - IV в н.э.) – практическая направленность представителей наук (Евклид – первая система геометрии образца логики Аристотеля - аксиоматичность и индуктивность).
=> апологетика II в., «Слово к грекам» о плагиате греков варварами; философия-у иудеев.
Особенности греческой науки:
ü рационализация и обоснование опытных данных;
ü стремление к концептуализации;
ü стремление к построению теоретических моделей.
Причины греческой филососфии:
Ø греки были менее развиты в VI веке, не стеснялись учиться;
Ø мифология в Греции не переросла в религию, не было класса жрецов;
Ø свободное выражение мыслей;
Ø территориальная близость к древним цивилизациям;
Ø большая свобода, чем в других странах Средиземноморья.
3. НАУКА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Наука и философия тесно связаны с религией. Варианты:
1) и философия и наука не нужны, т.к. излишни, отвлекают от стремления к Богу. Вера и добродетель приведут к спасению. С VI в до н.э. до X-XI вв. н.э. изучение природы оценивалось негативно, т.к. познание грешной, временной природы излишне перед познанием Вечного и Абсолютного. Креационизм: мир не достоин внимания, только Вера и Знание.
2) познавая творение, приближаешься к Творцу.