ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ.

ЛЕКЦИЯ 2 (Метелёв А.В.).

 

2. Преднаука и ее становление в период Античности.

3. Наука в период Средневековья.

4. Образовательная деятельность в Средневековье.

 

Литература по теме универсалий:

 

1. Соколов В.В. Средневековая философия.

2. Этьен Жильсон. История средневековой философии.

3. Койре А. Очерки истории философской мысли

 

Литература по теме инквизицииJ

 

Жан Делюмо. Ужасы на Западе

 

2. ПРЕДНАУКА И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ:

 

Преднаука (Средиземноморье: Египет, Вавилон).

«Знание – сила» (Фрэнсис Бэкон)

Знания как результат опыта, практической деятельности, характер знаний сакральный и эзотерический, носители сакрального знания – жрецы.

 

Фалес и Пифагор учились в Египте и Вавилоне.

 

Анаксимандр - первый географ.

 

Пифагор нередко противопоставляет 2 уровня познания, чувственный и рациональный (отдает предпочтение). С помощью арифметики можно выразить все отношения между вещами и построить модель мира.

 

Парменид попытался разграничить путь мнений (чувственное познание) и путь разума (путь истины; предпочитиельнее) => элейская школа

 

Пифагор – математизация научного знания

 

Платон – научная, не только философская школа. Академия Платона – первая научная теоретизированная школа («не геометр да не войдет!»).

Стремление к теоретизации, идеализации знания, восхождение от частного к общему, «прекрасные науки» (математика). Концепция мира идей (понятийно-категориальная сетка).

 

Аристотель – стремление к теоретизации познания плюс практическое познание. Биология, физика, гуманитарные науки (формальная логика, риторика, интерес к психологии). Систематизация научного знания своего времени плюс собственные разработки, «О душе».

Школа софистов (V в.) – родоначальники гуманитарного познания. В отличие от натурфилососфии, главной проблемой становится человек (переворот в научном познании, проблема доказательства и опровержения, ораторское искусство).

 

Эллинизм (IV в. до н.э. - IV в н.э.) – практическая направленность представителей наук (Евклид – первая система геометрии образца логики Аристотеля - аксиоматичность и индуктивность).

 

=> апологетика II в., «Слово к грекам» о плагиате греков варварами; философия-у иудеев.

 

Особенности греческой науки:

ü рационализация и обоснование опытных данных;

ü стремление к концептуализации;

ü стремление к построению теоретических моделей.

 

Причины греческой филососфии:

Ø греки были менее развиты в VI веке, не стеснялись учиться;

Ø мифология в Греции не переросла в религию, не было класса жрецов;

Ø свободное выражение мыслей;

Ø территориальная близость к древним цивилизациям;

Ø большая свобода, чем в других странах Средиземноморья.

 

3. НАУКА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

 

Наука и философия тесно связаны с религией. Варианты:

1) и философия и наука не нужны, т.к. излишни, отвлекают от стремления к Богу. Вера и добродетель приведут к спасению. С VI в до н.э. до X-XI вв. н.э. изучение природы оценивалось негативно, т.к. познание грешной, временной природы излишне перед познанием Вечного и Абсолютного. Креационизм: мир не достоин внимания, только Вера и Знание.

2) познавая творение, приближаешься к Творцу.