Публичные слушания

Публичные слушания — открытые обсуждения проектов муни­ципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования, проводимые представительным органом муници­пального образования, главой муниципального образования.

Публичные слушания являются новой формой участия на­селения в осуществлении местного самоуправления, предусмо­тренной ст. 28 Закона об общих принципах организации мест­ного самоуправления.

В предшествующие годы проведение публичных слушаний регламентировалось законодательством некоторых субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами отдельных му­ниципальных образований. Широкого распространения прак­тика проведения публичных слушаний не получила, прежде всего из-за отсутствия соответствующего правового регулиро­вания этого института на федеральном уровне.

Публичные слушания обеспечивают реализацию принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления, укрепляют связи органов и должностных лиц местного само­управления с населением, способствуют информационной от­крытости принимаемых решений, что позволяет гражданам влиять на выработку этих решений.

Действующее федеральное законодательство все шире ис­пользует механизм публичных слушаний, закрепляя обязатель­ность их проведения органами местного самоуправления в са­мых различных ситуациях.

Например, в соответствии со ст. 28 Градостроительного ко­декса РФ требуется проведение публичных слушаний граждан по проектам генеральных планов поселений и городских окру­гов, в том числе по внесению в эти планы изменений.

Статья 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174- ФЗ «Об экологической экспертизе» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов организацию общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов о предполагаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологиче­ской экспертизе.

Регулируя право ограниченного пользования чужим земель­ным участком (сервитут), ст. 23 ЗК РФ устанавливает, что пу­бличный сервитут может устанавливаться нормативным право­вым актом органа местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов местного само­управления или местного населения и только с учетом резуль­татов публичных слушаний.

Порядок организации и проведения публичных слушаний опре­деляется уставом муниципального образования и (или) норма­тивными правовыми актами представительного органа местно­го самоуправления.

Инициатива проведения публичных слушаний может исходить от населения, представительного органа местного самоуправле­ния, главы муниципального образования. Если инициатива проведения публичных слушаний принадлежит населению или представительному органу, то решение о назначении слушаний принимает представительный орган, если главе муниципально­го образования, то решение принимает он сам.

Представительный орган муниципального образования обя­зан заблаговременно оповещать население о времени и месте проведения публичных слушаний, принимать меры для забла­говременного ознакомления жителей муниципального образо­вания с проектом муниципального правового акта и их участия в публичных слушаниях.

Закон об общих принципах организации местного са­моуправления определяет перечень документов и вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слу­шания:

проект устава муниципального образования, а также про­ект муниципального правового акта о внесении в устав изме­нений и дополнений;

проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки;

проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;

вопросы предоставления разрешений на условно разре­шенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;

вопросы отклонения от предельных параметров разре­шенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

вопросы изменения одного вида разрешенного исполь­зования земельных участков и объектов капитального строи­тельства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

вопросы о преобразовании муниципальных образований.

Уставом муниципального образования, нормативными пра­вовыми актами представительного органа местного самоуправ­ления этот перечень может расширяться и предусматривать до­полнительные вопросы для обсуждения.

Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

Практика реализации требований Закона об общих прин­ципах организации местного самоуправления о проведении пу­бличных слушаний свидетельствует о возникающих проблемах, требующих своего правового урегулирования. В частности, при регистрации уставов муниципальных образований и муници­пальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования учитывается обязательное предварительное проведение публичных слушаний по этим во­просам, даже тогда, когда эти изменения вызваны исполнени­ем вступившего в законную силу решения суда.