Координаты точки на прямой и на плоскости.

Рис. 3.5. Методы хранения товаров

Рис. 3.4. Принципы хранения товаров

Лекция № 15 Организация размещения товаров в помещениях хранения Размещение товаров относится к наиболее значимым факто­рам, определяющим условия хранения. При этом должны соблю­даться как общие, так и отраслевые принципы и методы хранения. Основные принципы и методы организации хранения любых товаров представлены на рис. 3.4 и 3.5. Складские помещения и материальные комнаты должны быть обеспечены необходимым количеством мебели и оборудования, которое размещается с уче­том наиболее полного использования площади помещения, со­здания наилучших условий труда для персонала, возможности применения средств механизации и обеспечения фармацевти­ческого порядка. Для установки стеллажей в помещениях хранения существуют специальные требования. Стеллажи должны находиться на рас­стоянии 0,6— 0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка и не менее 0,25 м от пола. Расстояние между стеллажами должно обеспечивать свободный доступ к товару и составлять не менее 0,75 м, проходы между стеллажами должны быть освещены.

Слайд №1 Лекция №13. Некоторые особенности вооруженного конфликта немеждународного характера (ВКНМХ), инициированные и поддержанные извне. ВКНМХ в Ливии, Египте и Тунисе, как факторы снижения индекса региональной и международной безопасности.

Слайд №2. В последние годы мировое сообщество все чаще сталкивается с внутренними вооруженными конфликтами, происходящими в пределах территории одного государства. В международном праве они получили наименование вооруженных конфликтов немеждународного характера, хотя они порой инициируются, поддерживаются извне и имеют большое значение не только на безопасность в регионе, но и международную безопасность в целом.

Эти конфликты отличаются от внутренних конфликтов тем, что противостояние в начале идет он небольшой группы недовольных существующей законной власти, затем эта группа разрастаясь формирует сначала военную, а затем политическую оппозицию, позже формирует оппозиционное правительство в изгнании, которое начинаю поддерживать те государства, которые заинтересованы в смене власти в стране.

Слайд №3.Международное сообщество информируются о том, что политическая оппозиция не имеет возможности вести легитимно борьбу с имеющимся в стране правительством, и что Главные игроки враждебного закулисья в составе западных держав и консервативных аравийских монархий уже долгое время испытывали недоброжелательные чувства в отношении ряда политических режимов Ближнего и Среднего Востока (БСВ) - Ирана, Сирии и Ливии. Эти три страны, несмотря на определенное различие их идеологических установок и политических устройств, тем не менее проводили антиимпериалистический курс и этим представляли угрозу стабильности в соседних прозападных аравийских консервативных монархиях.

Слайд №4. ВКНМХ отличаются от международных вооруженных конфликтов рядом существенных особенностей. Такие особенности определены в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), подписанном в г. Женеве 8 июня 1977 г. (далее — Протокол II). Подробный анализ нормативных положений Протокола II позволяет выделить четыре особенности ВКНМХ.

Первой особенностью является то, что ВКНМХ происходит в пределах территории одного суверенного государства как субъекта международного права и не выходит за пределы его границ. Такой территориальный признак подчеркивает его внутренний характер и, соответственно, определяет его субъектный состав, что и составляет вторую особенность ВКНМХ.

Слайд №5.Сторонами, противостоящими друг другу в таком конфликте, являются вооруженные силы законной власти и антиправительственные вооруженные силы, т. е. незаконные вооруженные формирования, отряды, группы и т. п. Определенным недостатком ст. 1 Протокола II, по мнению Ф. Кальсховена, является то, что данная статья не применяется в случае, если несколько враждующих группировок противостоят друг другу без участия правительственных вооруженных сил, например, когда законное правительство перестало существовать или если оно слишком слабо, чтобы вмешиваться в подобную ситуацию. Вместе с тем, как показывает история Ливана, подобный случай далеко не гипотетический.

Слайд №6. Однако такая, на первый взгляд не вызывающая возражений, точка зрения нуждается в уточнении Э. Давид (eric david) справедливо указывает, что вооруженная организованная группа, не подчиняющаяся существующему правительству, может претендовать на то, чтобы представлять государство, в котором происходит конфликт, и стать, в свою очередь, «Высокой Договаривающейся Стороной»: с того момента как правительство теряет способность контролировать всю свою территорию, в том числе действия одной или нескольких вооруженных групп. Следовательно, не исключается возможность применения Протокола II к столкновениям между организованными вооруженными антиправительственными группами . Более того, п. 1 ст. 1 Протокола II закрепляет, что «Протокол <...> применяется ко всем вооруженным конфликтам, не подпадающим под действие статьи 1 <...> Протокола I, и происходящим на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами».

Слайд №7.Логическое толкование этой нормы позволяет, как справедливо отмечает В.В. Алешин, утверждать, что сфера действия Протокола II распространяется на два случая, когда: во-первых, на территории суверенного государства происходит вооруженное столкновение правительственных вооруженных сил с вооруженными антиправительственными группами, и, во-вторых, на территории суверенного государства происходит вооруженное столкновение организованных антиправительственных вооруженных групп между собой без участия (по разным причинам) правительственных вооруженных сил.

В правовой литературе и, в частности, в работе Ю.Б. Черепахина «Международно-правовая оценка внутренних конфликтов (аналитическое исследование)» обоснованно поднимаются следующие принципиальные вопросы: в какой момент конкретная ситуация перерастает во внутренний конфликт; кто определяет, когда согласно положениям Протокола II эта «грань» превышена.

Слайд №8. Сложность ответа на первый вопрос (особенно если учесть, что и беспорядки могут сопровождаться применением оружия их участниками) обусловлена отсутствием на сегодняшний день общепризнанного эффективно действующего механизма, как в международном, так и в национальном праве, который позволял бы своевременно и объективно определить переход беспорядков в качественно новое состояние, т.е. во внутренний вооруженный конфликт. Выработка объективных критериев и процедур в целях решения таких вопросов — задача немаловажная, тем более, когда речь идет об отграничении ситуаций, в условиях которых действуют принципиально разные правовые режимы.

Относительно второго вопроса в доктрине международного права высказываются справедливые утверждения, что «грань» определяет само государство, так как противоборство имеет место между «суверенным государством и его собственными гражданами, — отмечает юрист М. Беджауи, — и одной из основополагающих атрибутивных функций государства является поддержание правопорядка в качестве его собственной, ни с кем более не разделяемой прерогативы».

Слайд №9. Однако такой подход, на наш взгляд, не является полным. В этой связи следует обратиться к точке зрения американского юриста-международника О. Шахтера (Schachter, Oscar)[1]. Он отмечает, в частности, что правительства, на территориях которых происходят внутренние конфликты, отрицают применимость ст. 3 Протокола II. Например, внутренние вооруженные конфликты в 80-х годах ХХ в. в Афганистане, Сальвадоре и Никарагуа не рассматривались правительствами этих стран относящимися к сфере применения указанной ст. 3. Однако, Международный суд ООН в 1986 г. в деле «Никарагуа против Соединенных Штатов» признал, что конфликт между Никарагуа и повстанческими группами контрас подпадает под действие норм ст. 3 (внутренний вооруженный конфликт), а действия США против Никарагуа на территории этой страны подпадают под положения, регулирующие вооруженные конфликты международного характера . Поэтому наличие ВКНМХ может констатировать не только само государство, но и уполномоченный нормами международного права орган (в рассмотренном случае — Международный суд ООН).

Слайд №10. Третьей особенностью ВКНМХ является наличие постоянных и организованных действий между противоборствующими силами.

Последние должны быть соответствующим образом организованы и иметь постоянные руководящие органы, что позволяет им проводить непрерывные и согласованные боевые действия, а также осуществлять регулярный контроль на определенной части государственной территории.

Наличие ответственного командования предполагает определенную, необходимую для данного периода и обстановки степень организованности антиправительственных вооруженных сил, наличие некоей иерархической системы. Наличие организации позволяет планировать и осуществлять непрерывные и согласованные действия, а также устанавливать соответствующий порядок и дисциплину на определенной территории от имени фактической, т.е. повстанческой власти. Какую именно часть должны быть в состоянии контролировать антиправительственные вооруженные силы, Протокол II не определяет.

Слайд №11.При разработке данного документа вносились различные предложения, в частности, это должна быть «большая часть территории» или «значительная часть территории», однако Конференция не приняла таких предложений . Протокол II в итоге предусматривает, что вооруженные группы оппозиции должны быть в состоянии установить «такой контроль над частью территории, который позволяет им осуществлять согласованные и непрерывные действия и применять настоящий Протокол». Следует согласиться с одним из соавторов Комментария к Протоколу II Сильви — Стоянка Жюно, что слово «такой» дает ключ к толкованию. Контроль должен быть «таким», т. е. достаточным для того, чтобы постоянно проводить непрерывные и согласованные действия. Протокол II обязывает оппозиционные вооруженные силы применять и соответственно соблюдать данный документ, что является достаточно высоким, но оправданным требованием международного сообщества к ВКНМХ. Именно от соблюдения или, наоборот, попрания норм международного и национального права будет зависеть отношение других государств и международных организаций к данному вооруженному конфликту. Театр военных действий в ВКНМХ подвержен быстрым изменениям и контроль над территорией может переходить от антиправительственных вооруженных сил к законной власти или от одной вооруженной группы к другой. Следует учитывать, что такой контроль вообще бывает аморфным, относительным, когда, например, равнинные районы находятся под контролем законной власти, а горные местности контролируются повстанцами. Размер территории, на контроль над которой могут претендовать повстанцы, будет определяться размером территории, которую уже не контролируют правительственные вооруженные силы. Однако контроль даже над небольшим районом страны должен быть достаточно стабильным, чтобы они могли эффективно применять нормы Протокола II.

Слайд №12. В основе внутреннего вооруженного конфликта лежит конфронтация интересов, когда вступают в противоречие, с одной стороны, законная власть государства, а с другой — антиправительственная сторона, руководство которой добивается признания в качестве самостоятельно соответствующего субъекта международного права со стороны членов мирового сообщества. Необходимо помнить, что в заключительном предложении ст. 3 (общей для всех Женевских конвенций 1949 г) подчеркивается, что осуществление ее положений не затрагивает юридического статуса находящихся в конфликте сторон. Это означает, что применение ст. 3 не влечет признания за повстанческой стороной международной правосубъектности.

Несмотря на то, что применение норм права вооруженных конфликтов не влечет приобретение повстанцами международной правосубъектности, они не освобождаются от обязательств соблюдения указанных норм. Это вытекает из сущности данной категории норм, которые предназначены в том числе и для защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Кроме того, следует согласиться с мнением специалистов Международного Комитета Красного Креста (МККК), что «обязательство, взятое на себя государством, действительно также и для восставшей стороны. Ни структура восставшей стороны, ни то обстоятельство, что она в данный момент вышла из-под контроля правительства, не могут аннулировать обязательства, взятого на себя государством; это обязательство продолжает связывать восставшую сторону».

Слайд №13.И, наконец, четвертой особенностью ВКНМХ является отсутствие в Протоколе II указания на категорию военнопленных. Рассматриваемый международный акт содержит термин «лица, лишенные свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом». По мнению В.В. Алешина, к такой категории относятся лица, совершившие (подозреваемые в совершении) административные правонарушения и уголовные преступления, а также лица, свобода которых ограничена по соображениям безопасности. К последним, например, могут быть отнесены иностранные специалисты, выполнявшие различные задачи и оказавшиеся в районе ВКНМХ. С целью обеспечения их безопасности они могут быть ограничены в свободе передвижения, ведении телефонных переговоров и т. д. Свободы они не лишены, однако на некоторые ее аспекты накладываются вынужденные временные ограничения. Формулировка, изложенная в п. 1 ст. 5 Протокола II является неточной и ее, на наш взгляд, целесообразно изложить в следующей редакции: «...лиц, лишенных свободы или ограниченных в свободе по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того.». В отношении лиц, лишенных свободы, нормы, изложенные в ст. 5, применяются с того момента и до тех пор, пока лицо, совершившее административное правонарушение или уголовное преступление, не будет освобождено, даже если ВКНМХ к тому времени прекратился.

Слайд №14. Нормативные положения Протокола II не предоставляют какого-либо особого статуса лицам из состава вооруженных сил или оппозиционных вооруженных групп, попавшим в руки противника. С юридической точки зрения они не являются военнопленными, которые пользуются особой защитой, поэтому изложенные в указанной статье нормы, устанавливающие минимальные гарантии, столь важны.

Проблемы, связанные с вооруженным конфликтом немеждународного характера, нуждаются в дальнейшем изучении, так как от правильности их применения во многом зависит региональная и международная безопасность.

Слайд №15. В начале 2011 г. на мусульманском Ближнем Востоке возникли серьезные внутри общественные брожения, которые заинтересованные круги Запада и Востока сразу же провозгласили «арабской весной». Под данным лозунгом ставилась цель стимулировать разрастание внутренних противоречий в арабских странах, как это ранее уже было продемонстрировано в Ираке и Афганистане. Западные державы получили прекрасную возможность открыто вмешиваться во внутренние дела Ближнего Востока под прикрытием уже своего геополитического тезиса - концепции о «цивилизационном» праве поддержки демократических устоев в современном мировом сообществе.

В этот международный политический процесс оперативно была вовлечена и Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, в восточных городах которой с середины февраля 2011 г. начались массовые демонстрации с требованием безусловной отставки правящего страной более 40 лет Муаммара Каддафи. Эти демонстрации стали шаг за шагом перерастать в вооруженную форму противоборства с центральной властью страны.

Слайд №16. В 2011 г. Ливия оказалась наиболее удобной страной на Ближнем и Среднем Востоке для реализации планов по силовой смене неугодного Западу правящего режима. Основой для реализации Западом своих планов послужило обострение противоречий внутри этой страны между двумя основными племенными центрами - Триполи и Киренаики.

Так сложились идеологические и политические условия по организации вооруженного выступления оппозиционных к администрации Муаммара Каддафи сил в Бенгази.

Однако при этом нельзя утверждать, что в ливийском обществе наблюдались значительные расхождения между местными и центральными интересами. Но «застоявшийся» диктаторский и клановый характер центральной власти вызывал определенные критические настроения в стране, которым способствовали и чрезмерная жестокость наказаний, и строжайшая цензура со стороны руководства.

Слайд №17. Что касается претензий Запада, то они были связаны с тем, что подавляющая часть ливийских углеводородных богатств была сосредоточена в государственном секторе страны. Эти неприватизированные углеводороды являлись объектом интересов европейских стран, которые не раз пытались завладеть нефтяными компаниями, разрабатывающими месторождения на территории Ливии. Полковник Каддафи препятствовал этому, защищая государственные интересы своей страны[2].

Правящие круги Запада нашли в лице племен Киренаики (на территории этого района сосредоточено подавляющее большинство углеводородных месторождений страны) и Мисураты (считающих себя племенной составляющей Ливии, оппозиционной выходцам из Сирта) «взрывчатое вещество» для организации совместной силовой кампании по свержению режима полковника Муаммара Каддафи.

Слайд №18.В европейских спецслужбах осознавали, что по сравнению с мощным государственно-организационным и военным потенциалом существовавшего режима местные оппозиционные силы были весьма слабыми, чтобы самостоятельно преуспеть в своих попытках противостоять правительству. Однако для внешних врагов Ливийской Джамахирии заявочное выступление региональной оппозиции было необходимо в качестве запала для вступления вооруженных сил Запада в непосредственную масштабную войну с Каддафи. При этом местное подполье извне готовили постепенно: финансово, идеологически, поставкой оружия и организацией военной подготовки.

Прямыми провокаторами обострения конфликта выступили как специально подготовленные иностранными спецслужбами лица из ливийцев, так и заранее десантировавшиеся на территорию Ливии силы специальных операций (ССО)Англии, США, Франции, Италии, ОАЭ и Катара (т.е. боевые подразделения западных спецслужб:ЦРУ,МИ-6 и др.)[3].

Слайд №19. Первые - снайперы-террористы - в нужные моменты для дестабилизации обстановки открывали огонь по гражданским лицам (в этом просматривался типичный метод провоцирования конфликтов ЦРУ); вторые -ССО - начали действовать в этой стране намного раньше того момента, как страны международной коалиции приступили к авиаударам по позициям каддафистов (т.е. до 20 марта 2011 г.). Для выполнения специальных задач их забрасывали в тыл ливийских войск вне главных населенных пунктов с одновременным использованием «маскировки под журналистов».

Таким образом, совместные провокационные действия данных групп привели к появлению так называемых оппозиционных сил, готовых к открытым вооруженным столкновениям с властями.

Слайд №20 и 21. Рассматривая социально-экономическое положение страны, стоит отметить, что Ливийская Джамахирия при правлении Муаммара Каддафи, опираясь на высокие доходы от экспорта углеводородов, достигла сравнительно неплохих показателей среднего жизненного уровня местного населения, а нищеты и голода в ней не было как у собственно ливийцев, так и среди иммигрантов (табл. 1, 2).

 

 

Таблица 1

Показатели Значения
Общая площадь Ливии, кв. км, в том числе: сельхозугодия, кв. км леса, кв. км Численность населения, чел. Столица - Триполи, количество жителей, чел. Плотность населения, чел./кв. км Доля городского населения, % Коэффициент рождаемости, чел./1000 чел Коэффициент смертности, чел./1000 чел Средняя продолжительность жизни, лет, в том числе мужчин Уровень грамотного взрослого населения, % Питание, кал/день на душу населения Годовое потребление топлива, кг/чел. ВНП, долл. США/чел. Языки Этнические группы: Религиозный состав населения: 1 759 540 22 000 8 000 5 368 585 1 822 400 3,1 82,4 арабский (официальный), берберский, итальянский. арабы и берберы (83%), итальянцы, греки, иностранные рабочие и их семьи мусульмане-сунниты (97%), христиане (католики, англиканцы, копты - 2,5%), иудаисты (0,5%)

 


 

Таблица 2

Показатели Значения
ВВП на душу населения, долл.
Дотация государства (ежегодная) на каждого члена семьи, долл.
Уровень безработицы (2009 г.), % 20,7
Пособие по безработице, долл.
Зарплата медсестры, долл.
Единовременные выплаты: на каждого новорожденного, долл.  
новобрачным на покупку квартиры, долл.
на открытие личного бизнеса, долл.
Бензин 1 л, долл. (Бензин стоит дешевле воды) 0,14
Покупку автомобиля оплачивает государство, до 50%
в том числе бойцам народного ополчения 65%
Крупные налоги и поборы запрещены
Образование и медицина бесплатные
Образование и стажировка за рубежом за счёт государства
Сеть магазинов для многодетных семей символические цены на основные продукты питания
За продажу продуктов с просроченным сроком большие штрафы и задержание
годности подразделениями спецполиции
Лекарства часть аптек с бесплатным отпуском лекарств
За подделку лекарств смертная казнь
Квартирная плата отсутствует
Плата за электроэнергию для населения отсутствует
Продажа и употребление спиртного запрещены «сухой закон»
Кредиты на покупку автомобиля и квартиры беспроцентные
Риэлтерские услуги запрещены

Источник: http://top.rbc/ru/politics/06/03/2012/

 

Слайд №22. С начала же боевых действий между оппозицией и сторонниками М. Каддафи стала разрушаться государственная и народно-хозяйственная деятельность в главных городских центрах, а также система общественной безопасности.

В результате, по сведениям иностранных информационных агентств, уже к апрелю 2011 г. поток беженцев из Ливии составил 550тыс. чел. (что составляло не менее 15% населения северных районов страны, в которых происходили боевые действия).

Конечно, исходя из политических соображений, весь информационный материал о беженцах по-разному оценивался СМИ.

Слайд №23. Какие же внешние силы вступили в действие по разрушению Ливийской Джамахирии?

Уже 17 марта 2011 г. по инициативе западных держав Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривавшую «введение бесполетной зоны над Ливией». Таким образом, была открыта ограниченная возможность для иностранного военного вмешательства в события внутри страны. По сути, указанная резолюция Совета Безопасности была односторонней, так как была направлена только против правительственных сил с учетом того, что на начальном этапе внутри-ливийского вооруженного противоборства правительство обладало полным административным и военным превосходством над противниками не только на суше, но и в воздушном, и морском пространствах. Причем военно-технологический потенциал Ливийской Джамахирии был более современным и оснащенным, чем в Ираке и Афганистане накануне иностранного вторжения. Данное обстоятельство было учтено державами НАТО и, соответственно, просчитано при подготовке своих операций.

По своему реальному назначению резолюция Совета Безопасности нужна была только в качестве формальной зацепки как прикрытие для внешних сил, чтобы они под мандатом ООН развернули в расширенном масштабе свои агрессивные акции против режима Муаммара Каддафи.

Слайд №24. Президент Франции Николя Саркози мало похож на Джорджа Буша-младшего. Однако именно он объявил 19 марта 2011 г. о начале военной операции в Ливии и потребовал от Муаммара Каддафи безоговорочного прекращения огня, объяснив активную роль Франции заботой о жителях Ливии. Также Франция официально признала повстанческий Национальный совет Ливии единственным легитимным органом власти в стране. Британский же премьер-министр Дэвид Камерон до резолюции Совбеза ООН №1973 договорился с США о необходимости совместными усилиями добиться прекращения насилия и отставки ливийского лидера.

Слайд №25. Когда ливийский режим пошатнулся, Каддафи решили свергнуть и посадить марионеточное правительство, получив всю ливийскую нефть, а заодно и газ, что сейчас особенно нужно французам и англичанам. На фоне кризиса атомной энергетики и событий в Японии роль газа как основного энергоносителя для производства электроэнергии будет повышаться в Европе. Россия объем экспортируемого в Европу газа существенно увеличить не может, из Ливии же его можно качать очень много. К тому же помимо экономических выгод Саркози надеялся поднять свой упавший рейтинг.

В начавшейся 19 марта 2011 г. операции «Рассвет Одиссеи», которая впоследствии под условным названием «Объединенный защитник» превратилась в долговременную анти-каддафийскую военную кампанию Запада, в которой активное участие приняли Франция, Италия, Великобритания и США, а определенную поддержку им оказали Канада, Бельгия, Испания, Дания, Норвегия и др.

Слайд №26. Как сообщалось в мировых СМИ, в частности в специализированных военных изданиях («Gunman, военные новости» и «Авиация НАТО в операции против Ливии»), к началу «Рассвета Одиссеи» для работы над решением «ливийской внутренней проблемы» в относительной близости от ливийских берегов была создана крупная группировка ВВС и ВМФ союзников в составе 25 боевых кораблей и подводных лодок западной коалиции, в том числе два крейсера и три подводные лодки ВМС США с ракетами «Томагавк» на борту, и вспомогательных судов 2-го и 6-го флотов США, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», флагманский корабль «Маунт Уитни».

Была сформирована мощная авиационная группировка разведывательной авиации и радиоэлектронной борьбы.

Масштабные ракетно-авиационные удары по намеченным объектам на территории Ливии наносились как в ночное, так и в дневное время.

Слайд №27. На первых порах главными целями союзников стали ракетные системы С-200, способные поражать цели на расстоянии 300 км, и около 50 ракет типа «Куб», которыми сербы сбили американский F-16 в 1995 г.

Ливийская интегрированная система противовоздушной обороны, так же, как и в Ираке, имела около 30 установок земля-воздух, связанных с 15 радарными системами раннего оповещения на побережье Средиземного моря.

По данным Пентагона, они представляли собой серьезную угрозу для иностранных военных самолетов, находящихся в воздушном пространстве Ливии или рядом с ним[4].

С 31 марта, в отличие от войн в Ираке и Афганистане, руководство вооруженными операциями в Ливии полностью перешло к представителям командования НАТО.

Как писали мировые СМИ на основе заявлений НАТО, «целью военной кампании Североатлантического альянса являлось обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского на селения»[5].

Однако военные действия НАТО практически сразу же вышли далеко за пределы предоставленных ООН полномочий.

Фактически Ливия превратилась в полигон для боевого испытания многих новых видов вооружений НАТО.

Слайд №28. Так, уже 19 марта корабли ВМС США и Великобритании выпустили 112 крылатых ракет «Томагавк», уничтожив, как было заявлено, 20 из 22 подвергшихся ударам целей (в последующем пуски новых крылатых ракет стали производиться в значительно меньшем количестве).Одновременно самолеты В-2 («Стелс») наносили удары 2000-фунтовыми управляемыми бомбами GBU-31B/JDAM.

В качестве целей для поражения были выбраны правительственные пункты управления войсками, резиденция Муаммара Каддафи, штаб ВВС Ливии в Матейге к востоку от Триполи, база ВВС Аль-Гардабия (где размещался основной контингент истребителей и бомбардировщиков ливийских ВВС), узлы связи и базы ВМС, радары ливийской системы ПВО и объекты связи, места дислокации и позиции войск, лояльных Каддафи, мобильные батареи противокорабельных ракет.

Список всех нападений вооруженных сил западных держав на Ливию весьма обширен, так как бомбардировки объектов на её территории и другие военные акции проводились интенсивно.

Слайд №29.Так, боевые корабли НАТО, включая авианосцы и другие крупные корабли США, Франции, Италии и Англии, постоянно патрулировали ливийское побережье Средиземного моря и наряду с обеспечением атак на ливийские правительственные цели полностью поставили под свой контроль морские коммуникации, порты и побережье Ливийской Джамахирии. К примеру, с момента начала операции «Рассвет Одиссеи» в течение только одного месяца военнослужащие альянса остановили для проверки 982 судна, направлявшихся в подконтрольные Каддафи порты; большинство из них, по настоянию военных, изменяли курс своего следования.

Что касается воздушных атак на ливийской территории, то только за период первого месяца активного иностранного участия в войне, т.е. с 31 марта по 26 апреля 2011 г., согласно официальному сообщению пресс-службы НАТО, авиацией альянса было проведено 1658 боевых вылетов[6].

Плотная интенсивность налетов натовской авиации и обстрелов Ливии сохранилась вплоть до окончания военной кампании Североатлантического альянса.

К примеру, радиостанция «Голос Америки» сообщила, что в мае того же года авиаудары НАТО только за один из дней поразили восемь боевых кораблей, использовавшихся силами ливийского лидера Муаммара Каддафи.

Согласно заявлению альянса, удар по судам производился в портах Сирта, Аль-Хумса и Триполи. Заместитель командующего операциями в Ливии, контр-адмирал Рассел Хардинг, камуфлируя, отметил, что силы НАТО нанесли удар после того, как сторонники Каддафи разместили мины и начали расширять использование своих кораблей ВМС[7].

Слайд№30. Непосредственно в Триполи воздушным атакам подверглись: здание центра связи и правительственный комплекс, парламента, военной разведки, гостелерадио и информагентства, укреплённый комплекс Баб-эль-Азизия, аэродромы, радарная система аэропорта Триполи, радиолокационная станция близ города Эль-Брега, системы энергоснабжения. Причем, видимо, неслучайно был нанесен бомбовый удар и по зданию посольства КНДР.

При этом НАТО осуществляло постоянную координацию действий своих служб с отрядами оппозиции, чтобы своевременно препятствовать любым возможностям правительственных войск оказывать сопротивление последним.

Кстати, именно ССО британцев и французов разрабатывали план штурма Триполи и координировали действия повстанческих отрядов. Они также обеспечивали наводку натовских ВВС для нанесения ударов по правительственным целям и проводили разведывательные операции внутри Триполи.

Так, штурм правительственного комплекса «Баб-аль-Азизия» (в конце августа 2011 г.) ливийскими повстанцами возглавляли военнослужащие спецназа ОАЭ и Катара.

Слайд №31. В дальнейшем разведывательные подразделения НАТО постоянно следили за перемещениями Каддафи и навели авиацию на его кортеж. Как показали последующие события, применение подразделения сил специальных операций (ССО) позволило НАТО «сэкономить» на больших боевых бригадах, которые могли бы увязнуть в проведении наземных боевых действий.

Таким образом, с самого начала реализации резолюции ООН её обозначенные рамки были полностью нарушены и в военном аспекте направлены против ливийской авиации, морского военного и торгового флотов и даже против правительственных сухопутных сил. Кроме того, западные державы ввели эмбарго на зарубежные активы семьи М. Каддафи и его правительства и стали усиленно финансировать оппозицию, предоставляя кредиты и помощь в счет конфискованных вложений Каддафи и ливийского правительства в американские и западноевропейские банки и компании.

Слайд №32. Так, к примеру, президент США Барак Обама подписал распоряжение, предусматривавшее выделение ливийским повстанцам 25 млн. долл. «для защиты гражданских лиц и гражданских объектов, находящихся под угрозой атак в Ливии».

Чтобы оправдать свое «персональное» вмешательство во внутренние дела стран БСВ Вашингтон, по существу, выдвинул ультимативные условия.

Президент США заявил о необходимости проведения радикальных реформ в регионе: «Мы должны использовать все наше влияние для того, чтобы поддержать реформы в регионе. Наше послание (властям этих государств) просто: если вы примете на себя риск проведения реформ, вы приобретете полную поддержку США».

Слайд №33. Вслед за Вашингтоном глава МИД Франции Ален Жюппе сообщил, что его страна также готова предоставить оппозиционному Переходному национальному совету (ПНС) Ливии 290 млн. евро. «Это будут льготные кредиты, мы разморозим некоторые активы Центробанка Ливии, которые находятся в банках Франции», - сказал он[8].

Всемерная поддержка ливийской оппозиции исходила также и от аравийских монархий Персидского залива. Кроме заранее и скрытно задействованных спецподразделений в начале вооруженного конфликта в Ливии, они в дальнейшем открыто и масштабно вмешивались во внутренние события в стране на стороне оппозиционного Переходного национального совета.

Вслед за Катаром Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия признали режим главы Ливии Муаммара Каддафи утратившим легитимность.

Слайд №34. По заявлению главы Переходного национального совета Ливии Мустафы Абдель Джалиля, «Кувейт объявил о намерении оказать финансовую помощь ливийским повстанцам в размере 177 млн. долл.». По его словам, «силам оппозиции сейчас (т.е. уже в начале конфликта) просто необходима финансовая поддержка, которая позволит платить зарплату солдатам армии повстанцев».

Сами власти Кувейта утверждали, что эти средства являются срочной гуманитарной помощью жителям государства, где идет гражданская война.

В свою очередь Катар практически сразу же с момента начала противостояния между Бенгази и Триполи стал выступать посредником в поставке и продаже ливийскими повстанцами нефти на мировых рынках, а телеканалы «Аль-Джазира» (Катар) и «Аль-Арабия» (Саудовская Аравия) изначально занялись резкой критикой режима полковника Каддафи[9].

По сообщениям мировых информационных агентств, Катар направил в североафриканский регион Ливии 15 своих военных самолетов, а также совместно с другими аравийскими странами стал оказывать помощь ливийской оппозиции вооружением и военными специалистами.

Кроме того, в помощь антикаддафийским силам привлекались наемники.

Слайд №35. Так, в составе Переходного национального совета участвовали три группы компаний военных услуг наёмников. Первые - настоящие частные армии - непосредственно планировали и проводили боевые операции в интересах клиента; вторые -консалтинговые компании - обучали войска и консультировали ПНС; третьи - как логистические компании - осуществляли тыловую поддержку, строительство и обслуживание сложных систем вооружений[10].

Причем бывших военнослужащих из западных армий и других военных образований после «якобы увольнения» нанимали на работу в частные военные компании в Ливии. Они также принимали участие в боевых действиях в этой стране. В частности, наёмники из частных военных компаний совместно с натовскими спец- подразделениями занимались поиском в Триполи Муаммара Каддафи и членов его семьи и их ликвидацией.

Бомбардировки западными державами, а также секретные операции их спецподразделений в Ливии не прекращались и после физического уничтожения М. Каддафи, вплоть до полного разгрома правительственных сил и подавления других очагов сопротивления.

Слайд №36. Что касается количества жертв военной кампании в Ливийской Джамахирии в 2011-2012 гг., то, по признанию министра здравоохранения в ПНС Ливии, в ходе гражданской войны с обеих сторон погибли не менее 30 тыс. чел. (по другим оценкам - 50 тыс.), свыше 50 тыс. чел. было ранено, около 4 тыс. считаются пропавшими без вести. Все эти цифры весьма приблизительные (скорее приуменьшенные) и будут корректироваться, скорее всего, в случае проведения независимого расследования в сторону увеличения.

Однако человеческие жертвы и другие формы трагедии Ливии были значительно больше.

В частности, председатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Сергей Бабурин отмечал после посещения этой страны: «В условиях войны, постоянных бомбардировок мирное население было лишено возможности перемещаться иногда только для того, чтобы спастись. При этом прекрасно известно, что танки и самолеты правительственных войск не заправлялись бензином. Восточная часть Ливии бензином снабжается бесперебойно. В больницах мне показывали пустые полки - не хватает антибиотиков, даже перевязочных материалов. Очереди за хлебом - мука есть, нет газа, чтобы его испечь. Не хватает детского питания. Все это последствия морской блокады.

Все это - и бензин, и медикаменты, что не подпадает под запрет ООН. Но в резолюции стоит формулировка «экономические ресурсы». И под это можно подогнать что угодно. В результате нечем заправить «Скорую помощь» или пожарную машину, которая должна тушить пожар на месте бомбежки.

А в госпитале иногда могут только посочувствовать и смазать рану зеленкой... Мы должны оказать гуманитарную помощь страдающему населению. Но и любое слово правды может помочь»[11].

Слайд №37. Таким образом, главную роль в развязывании войны в Ливийской Джамахирии, свержении правившего в ней режима, а также в «самосудном» физическом устранении Муаммара Каддафи, ряда членов его семьи, его ближайшего окружения сыграли западные державы. Именно западные державы своим активным вооруженным вмешательством создали условия неотвратимости уничтожения Муаммара Каддафи - этой значимой и знаковой политической фигуры на Ближнем Востоке, которая, хотя и противоречиво, проводила самостоятельный арабский националистический антиимпериалистический курс.

Слайд №38. Что касается политической линии Москвы в отношении трагических событий в Ливии на фоне действий Запада, твёрдо продвигавшего свои интересы, то следует отметить ее определенную противоречивость на начальном этапе.

Так, по существу, принципиальным упущением было согласиться с принятыми резолюциями СБ ООН № 1970 и № 1973, не оговорив их точные рамки, допустимые в практической реализации. Западноевропейские державы, помня агрессивные действия Вашингтона в Афганистане и Ираке, которые не были согласованы с членами СБ ООН, также посчитали для себя возможным не считаться с какими-либо ограничениями в своих военных операциях в Ливии.

Российское руководство несколько запоздало вступило в дипломатическую полемику с Западом, осудив нарушения международного права в Ливии.

Так, премьер-министр России В.В. Путин раскритиковал действия НАТО в Ливии. Во время пресс-конференции в Дании он заявил: «Почему нужно со стороны вмешиваться в этот вооружённый конфликт? А что, разве мало у нас кривых всяких режимов в мире? Мы что, везде будем вмешиваться во внутренние конфликты? <.> Надо дать людям самим разобраться».

«Говорили о закрытии неба, - продолжил В.В.Путин. - Но где же закрытие неба, если бьют каждую ночь по дворцам, где проживает Каддафи? Говорят, нет, мы не хотим его уничтожать. А зачем по дворцам бить? Там что, мышей таким образом выводят, что ли? Наверняка при этих ударах гибнут люди. Каддафи там нет, он уже давно смылся и сидит где-то в убежище, а мирные граждане гибнут. Говорили: "Не хотим убить Каддафи", теперь некоторые официальные лица уже говорят: "Да, стремимся уничтожить Каддафи"»[12].

Слайд №39. Как известно, ливийское государственное информагентство JANA сообщало, что правительство Каддафи официально обращалось к России с призывом провести экстренное заседание Совета Безопасности ООН для того, чтобы «обсудить колониальную и крестоносную агрессию против гражданских объектов Ливии и попытки атаковать лидера Муаммара Каддафи».

Однако предпринятые было попытки Москвы обсудить сложившуюся ситуацию в Ливии в СБ ООН, по существу, остались безрезультатными. Западные державы не замедлили признать новую власть Ливии на уровне международного сообщества; по их инициативе Генеральная Ассамблея ООН 16 сентября 2011 г.подавляющим большинством голосов приняла решение о том, что Переходный национальный совет считается легитимным представителем Ливии в Организации Объединенных Наций. Против выступили лишь некоторые представители стран Латинской Америки, прежде всего Венесуэла. Причем некоторые страны Африки требовали отложить это решение, чтобы «внимательнее присмотреться к деятельности ПНС»[13].

Слайд №40. Западные СМИ с удовлетворением подвели итог по Ливии, отмечается, что «НАТО, свергнув режим Каддафи, выиграло первый раунд по свержению неугодных режимов на Ближнем Востоке, теперь следующими на очереди остались Сирия и Иран»[14].

В данной связи характерно утверждение президента Б. Обамы о политической позиции США в отношении событий на БСВ в 2011 г. Он заявил: «После десятилетия напряженности и разделения наступил момент, когда у жителей региона и американских политиков появилась возможность "перевернуть страницу" и двинуться к более светлому и обнадеживающему будущему».

Хотя в Триполи была провозглашена новая власть, всячески поддерживаемая Западом и аравийскими режимами, перспективы стабилизации политической ситуации в Ливии остаются пока весьма спорными. Да, Ливийская Джамахирия и диктаторский режим Муаммара Каддафи пали, но новая власть пока еще не утвердилась в рамках всей страны и не освоила полностью сферы государственного, социального, экономического и политического управления ливийским обществом. Уже начали поступать сведения о вспыхивающих временами недовольствах и вооруженных столкновениях в некоторых районах страны, о боях между сторонниками бывшего и настоящего режимов. Так, вызывает настороженность среди ливийцев тенденция «региональных националистов» по автономизации Киренаики с её углеводородными богатствами. Это вызывает противоречия, в том числе и в рамках правящего Переходного национального совета.

Слайд №41. В 2011-2012 гг. руководством стран - членов НАТО был сделан новый шаг по геостратегическому наступлению на мусульманском Востоке, как путем сокращения количества неугодных местных режимов, так и через ослабление более или менее серьёзных позиций своих геостратегических противников. Теперь Северная Африка попала в определённую зависимость от Запада, а вооруженные силы, а также специальные и дипломатические службы западных держав получили возможность перенести свою экспансионистскую активность на азиатскую часть БСВ. В настоящее время это наблюдается в Сирии и Иране, вокруг которого нагнетается международная напряженность.

Если рассматривать международную обстановку в терминах шахматных партий, то западные партнеры, использовав начальную пассивность своих восточных партнеров (России и Китая), оперативно очистили «доску» от угрожающих Западу фигур на североафриканской части исламского ареала и таким образом перевели игру шахматной партии на азиатское поле БСВ, которое расположено территориально весьма близко к рубежам восточных партнеров.

Слайд №42. Откровенный цинизм представителей руководства Запада можно проиллюстрировать множеством фактов, открыто демонстрирующих полную вседозволенность и безответственность политических решений.

Так, к примеру, Хиллари Клинтон, получив известие об убийстве Муаммара Каддафи, театрально воскликнула как опереточная героиня. Подобный жест в оперетте, согласно весёлости жанра, понятен, однако в политике с большими жертвами и самосудами такая «театральная реакция» госсекретаря США выглядела откровенным цинизмом.

 

Слайд №43. Весной 2011 г. Индекс международной безопасности стремительно снижался. На 1 апреля значение Индекса iSi составило 2809 пунктов. На 1 мая показатель снизился на 23 пункта — до 2786. Затем iSi начал движение вверх и к 1 июня достиг 2810 пунктов. Основными причинами снижения Индекса весной стали продолжающееся военное противостояние в Ливии войск Муаммара Каддафи и повстанцев, поддерживаемых силами НАТО, а также не стихающие выступления против властных структур в других государствах Северной Африки и Ближнего Востока. Сирия и Йемен стали эпицентрами ожесточенных столкновений противников и сторонников действующих в этих странах режимов. Антиправительственные акции продолжились в Омане, Ираке, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Буркина-Фасо, Уганде. Из-за наплыва арабских беженцев государства Евросоюза временно усилили контроль на границах в зоне Шенгена.

 

График 1. Индекс международной безопасности iSi (март-июнь 2011 г.)

 

С 26 марта 2011 г. НАТО взяло на себя руководство над операцией в Ливии. В течение апреля-мая с переменными успехом шли позиционные бои между войсками Каддафи и оппозицией, поддерживаемой с воздуха.

12 мая авиация Североатлантического альянса нанесла удары по резиденции Каддафи, погибли его младший сын и внуки. В городах не хватала продовольствия и медикаментов. ООН добилась открытия гуманитарного коридора в Ливии, а страны Евросоюза согласовали план отправки сухопутных подразделений для охраны конвоев с гуманитарной помощью. Ливийские власти призвали ООН и Африканский союз назначить дату прекращения боев, но НАТО отвергла эту инициативу. Между тем лидеры стран большой восьмерки на встрече во французском Довиле подтвердили, что режим Каддафи утратил легитимность.

Слайд №44. Резко обострилась ситуация в Сирии, где оппозиция потребовала ухода от власти Башара Асада. Главным очагом волнений стали города Хомс и Дераа, где сирийские службы безопасности для разгона демонстраций применили оружие; десятки человек погибли. Сам президент не намерен покидать свой пост. 14 апреля он утвердил состав нового правительства, а 21 апреля — подписал указ об отмене действия в Сирии чрезвычайного положения. США и ЕС ввели санкции против Дамаска, Совет ООН по правам человека осудил действия властей и направил в страну миссию экспертов для расследования предполагаемых преступлений. Действия сирийских властей по подавлению уличных демонстраций осудили лидеры стран большой восьмерки на встрече в Довиле.

Иран для оказания помощи правительству Сирии в подавлении демонстраций увеличил число советников и инструкторов, отправляемых в Дамаск. Демонстрации в Сирии угрожали лишить Тегеран самого важного союзника в регионе. Между тем в самом Иране обострились противоречия между духовным лидером страны аятоллой Али Хаменеи и президентом Махмудом Ахмадинежадом. Причиной столкновения интересов стали разногласия по вопросам кадровой политики в преддверии парламентских выборов в стране в 2012 г.

Между тем 24 мая Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) в новом докладе заявило, что Иран продолжает наращивать запасы низкообогащенного урана, несмотря на ужесточение действующих в отношении Исламской Республики международных санкций.

Слайд №45. В Йемене не стихали ожесточенные столкновения сторонников и противников президента Али Абдаллы Салеха. Оппозиция контролирует север и запад Саны, а остальную часть столицы контролируют правительственные войска. 23 апреля Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива инициировал план по урегулированию внутриполитического конфликта в Йемене, который предусматривает формирование правительства национального единства, отставку президента и передачу его полномочий вице-президенту страны. Правящая партия и оппозиция согласовали этот план. Президент Салех согласился передать власть своим сторонникам, но в итоге не подписал достигнутое соглашение, заявив, что продолжит борьбу. В стране усилили свои позиции исламисты. 30 мая действующие на юге Йемена боевики, связанные с Аль-Каидой, захватили город Зинджи-бар. Президент потерял контроль над страной.

Слайд №46. Весной антиправительственные акции продолжились в Омане, Ираке, Тунисе, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании. Беспорядки были зафиксированы в Буркина-Фасо, Уганде, Боливии. 18 апреля в Нигерии после объявления результатов президентских выборов, вспыхнули массовые волнения из-за возможной фальсификации итогов голосования. 19 апреля на юго-востоке Турции курды провели акции протеста против властей, отстранивших про- курдских кандидатов от участия в июньских парламентских выборах.

В Египте 7 мая вспыхнули ожесточенные столкновения мусульман и христиан. Межрелигиозный конфликт произошел после того, как мусульмане напали на христианскую церковь в северо-западном пригороде Каира. В результате столкновений погибло около 20 человек.

Слайд №47. Похоже на то, что «арабская весна»оказалась неожиданной не только для самих свергнутых тоталитарных режимов, но и для всего мирового сообщества. США и другие западные страны первое время выступали лишь в роли наблюдателей, воздерживаясь от вмешательства во внутренние дела арабских государств, хотя, например, и Али, и Мубарак были их давними партнерами и союзниками. Затем Вашингтон и его партнеры по НАТО попытались «оседлать» происходящие в арабском мире процессы и по возможности использовать их для сохранения или даже укрепления своих позиций в отдельно взятых странах и регионе в целом. Как известно, сама идея создания «Большого Ближнего Востока» - от Марокко до Турции и от Израиля до Пакистана путем демократизации мусульманских обществ по западному образцу впервые возникла в американской политике около 30 лет назад. Чаще всего в «Большой Ближний Восток» американской геостратегии включаются сегодня помимо «традиционного» Ближнего Востока и арабской Северной Африки - от Ливии до Мавритании еще и Иран, Афганистан, Пакистан, а также Сомали и Эфиопия.

Кроме того, на карте Дж. Кемпа и Р. Харкави в «Большой Ближний Восток» включены Турция, государства Закавказья, бывшая советская Средняя Азия и Казахстан. В июне 2006 г. тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс охарактеризовала войну между Израилем и Ливаном примечательной фразой: «То, что мы наблюдаем сегодня, по сути, представляет собой начало родовых схваток, в результате которых родится «новый Ближний Восток», и что бы мы ни делали, нам следует отдавать себе отчет, что мы работаем во имя этого «нового Ближнего Востока». Поэтому «арабская весна 2011 г.» вписывалась в общую геополитику и геостратегию США и их западных союзников в регионе.

Слайд №48. Однако первые «тектонические» сдвиги в политике ближневосточных государств показали, что на смену тоталитарным режимам приходят не воспитанные на западных традициях демократы, а непредсказуемые исламисты различного толка. Борьбу за власть ведут местные кланы, племена, политические и религиозные группировки, вплоть до ячеек «Аль-Каиды». События на Ближнем Востоке, похоже, начинают принимать форму «перманентной революции» или неуправляемого хаоса. Такой «демократизации» арабских стран Запад явно не ожидал. «Арабская весна» постепенно перерастает в «исламистскую зиму». В странах победивших революций эйфория сменяется конфликтами между теми, кто еще недавно сообща свергал прежнюю власть.

Несмотря на то, что Египет продолжал оставаться в центре внимания Вашингтона, наибольшую активность США и их западные партнеры проявили в Ливии и Сирии, где их заинтересованность в скорейшем свержении режимов М. Каддафи и Б. Асада не скрывалась.

Слайд №49. Мировое сообщество сделало определенные выводы из драматичного и кровавого ливийского сценария. Неслучайно, что при дебатах в Совете Безопасности ООН по очередным ограничительным международным санкциям в отношении Сирии и Ирана Россия и Китай заняли более жесткую позицию, чтобы не допустить искусственной дестабилизации обстановки в этих странах или каких-либо силовых вариантов развития событий. Безусловно, вето России и Китая при голосовании в СБ ООН по Сирии не гарантирует защиту режима Б. Асада от внешнего вмешательства. Но если западные страны все же решатся вмешаться в конфликт - это будет на их собственной совести, а не на совести международного сообщества. Любое вмешательство во внутренние дела суверенных государств должно осуществляться строго по мандату ООН в случае единогласного решения Совета Безопасности ООН по этому вопросу и носить лишь крайне ограниченный по ситуациям характер, в частности, в случае гуманитарной катастрофы или массового нарушения прав и свобод граждан (геноцид национальных или религиозных

меньшинств, агрессия против другого суверенного государства и т. п.).

Слайд №50. ВЫВОД:

«Арабская весна» продолжается как по глубине своих политических изменений в каждой из стран, где уже сменились режимы, так и по своей географии. Не исключено, что после возможного падения режима Б. Асада в Сирии, народные волнения могут перекинуться и на другие арабские страны, в первую очередь на Алжир, Ирак, Иорданию, Бахрейн, где к этому есть предпосылки.

 

 


[1]Schachter O. The Charter and the Constitution: The Human Rights Provisions in American Law, Vand. Law Review. 1951. V. 4. P. 643, 645.

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki,note 70

[3]Daily Mail. L., 22 April; 23 April 2011

[4]Daily Mail. L., 22 April; 23 April 2011

[5]http://gunman.oragie.com «Gunman, военные новости»; «Авиация НАТО в операции против Ливии».

[6]Figaro.P. 20 May 2011; Independent. L., 20 May 2011

[7]Григорьева А. // р/с «Голос Америки». Вашингтон, 27.04.2011

[8]Васильев В. Саммит НАТО в Чикаго: взгляд из Москвы // inoСМИ.ru, р/с «Голос Америки». 20 мая 2011.

[9]yandex.ru, abc.ru>news?ABC, AZ,25.04.2011

[10] http://www.rosbalt.ru/main/2011/06/29/864074.html

[11]АгентстваVranac, РИАНовости, 29.06.2011; http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/29/ video_sergej_baburin_livijskij_nar...

[12]Совместная пресс-конференция Председателя Правительства РФ В.В. Путина и премьер-министра Дании Л. Лекке / / yandex.ru, Архив сайта Председателя Правительства РФ, 2008-2012, 26 апреля 2011.

[13] yandex.ru, http: / / poslezavtra.ua

[14] Financial times. November - December. 2011.

Помещения хранения должны содержаться в чистоте, а их убор­ка проводиться в соответствии с Инструкцией по санитарному режиму (ППРК№91).В помещениях хранения, а также на территории склада необхо­димо систематически проводить мероприятия по борьбе с грызу­нами, насекомыми и др. При размещении на местах хранения готовых лекарственных препаратов на стеллажах, полках и в шкафах предъявляются сле­дующие требования:

JIC укладывают и устанавливают в оригинальной упаковке эти­кеткой (маркировкой) наружу;

рядом с JIC прикрепляется стеллажная карта, в которой указы­вается наименование JIC, серия, срок годности, количество. Карта отпечатывается на плотной бумаге. Она заводится на каждую вновь поступившую серию для контроля за своевременной ее реализацией.

В отделах хранения ведется картотека по срокам годности. Пре­параты с истекшим сроком годности хранятся отдельно от прочих JIC до получения результатов анализа.

Помимо общих принципов хранения при организации хране­ния JIC и других товаров аптечного ассортимента используется ряд специфических принципов, отражающих особенности данного клас­са товаров. Принципы, по которым организуется хранение различ­ных групп фармацевтических товаров, представлены в табл. 3.3.

Различные факторы внешней среды оказывают существенное влияние на качество товаров аптечного ассортимента, особенно на их физико-химические свойства. Поэтому при организации хранения в первую очередь необходимо учитывать воздействие

 

Таб. 3.3 Основные принципы хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Принцип Содержание
Токсикологическая группа   Фармакологическая группа   Способ применения   Агрегатное*состояние   Сроки годности   Характер лекар­ственных форм Физико-химиче­ские свойства и влияние факторов внешней среды Список А, список Б, списки ПККН Средства, действующие на ЦНС, химиотерапевтические, противовирусные и др. Внутреннее и наружное Жидкие, сыпучие, газообразные Для ЛС с ограниченным сроком годности     Таблетки и драже, ЛФ для инъекций, жидкие ЛC, экстракты и др. Требующие защиты от света, влаги и др.

 

 

именно этих факторов. В таблицах обобщены условия хранения раз­личных лекарственных средств, регламентированные Инструкцией (ППРК №1595) по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В соответствии с Инструкцией хранение готовых лекарствен­ных препаратов должно отвечать требованиям нормативно-техни­ческой документации, учитывать ЛФ и свойства ингредиентов, входящих в состав ЛС.

При хранении ЛС выделяют группу пахучих и красящих ЛС, которые относятся к различным фармакотерапевтическим группам.

Группу пахучих лекарственных средств составляют как лету­чие, так и практически нелетучие препараты, обладающие силь­ным запахом. Их следует хранить изолированно, в герметически закрытой таре, раздельно (по наименованиям).

К красящим ЛС относят потому, что их препараты оставляют следы на таре, укупорочных средствах, оборудовании и т.п., ко­торые не смываются при обычной санитарно-гигиенической об­работке (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, индиго- кармин и др.). Красящие лекарственные вещества необходимо хранить в специальном шкафу, в плотно укупоренной таре, раз­дельно (по наименованиям). Для работы с красящими веществами


для каждого наименования необходимо выделить специальные весы, ступку, шпатель и другой инвентарь.

Основными требованиями к хранению лекарственного расти­тельного сырья и сборов является наличие:

а) хорошо закрытой тары;

б) сухого, хорошо вентилируемого помещения. Вид тары зави­сит от места хранения сырья.

На складе ЛPC хранят на стеллажах и используют тюки, закры­тые ящики, тканевые мешки (резаное сырье), двойные мешки, картонные упаковки (порошки).

В аптеке используется стеклянная или металлическая тара, ящики с крышкой. Допускается упаковка из полимерных материалов (и зависимости от физико-химических свойств ЛPC).

Лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла (например, трава шалфея), некоторые гигроскопические тра­вы, листья, плоды (например, листья наперстянки, почечный чай и др.) хранят изолированно, в хорошо укупоренной таре.

Ядовитое и сильнодействующее лекарственное растительное сырье (например, лист белены, красавки) хранят в отдельном помещении или в шкафу под замком.

При хранении высушенных сочных плодов для защиты от ам­барных вредителей в ящики с ними рекомендуется помещать фла­кон с хлороформом, в пробку которого вставлена трубка для уле­тучивания паров.

Особое внимание следует уделять лекарственному раститель­ному сырью, содержащему сердечные гликозиды (например, листья наперстянки, плоды ландыша и т.д.). Для них ГФ установле­ны более строгие сроки хранения и повторного переконтроля на биологическую активность.

Все лекарственное растительное сырье должно подвергаться пе­риодическому контролю по ГФ. Не соответствующее стандартам сырье либо бракуют, либо после переработки и контроля исполь­зуют.

Лекарственные средства и парафармацевтическая продукция должны храниться отдельно.