Римская община в царский период.

Все римское общество этого периода можно разделить на три большие и изолированные друг от друга слоя:

1. Патриции (от pater – “отец»). Первоначально патрициями назывались те, кто имел законных отцов и следовательно, сами имели законное потомство. Отец такого семйства – pater familias – имел все права на своих домочадцев – казнить, продать в рабство и пр. Это называлось ius vitae necisque – право жизни и смерти. Традиционные патрицианские роды Рима (gentes, 300) имели каждый свое родовое имя. Это сказалось на римской системе имен – praenomen – например, Гай; nomen, Юлий –т.е. из рода Юлиев и cognomen – семейное имя, или прозвище - Цезарь. Традиция гласит, что у каждой патрицианской семьи было по 2 югера (0,5 га) земли. Эту землю нельзя было продать, купить, отдать в залог и т.д., ибо это именно РОДОВАЯ собственность. Законы не позволяли патрицианскому роду увеличивать свой участок. Эту землю можно было только использовать, что патриции и делали, высаживая на ней сады и небольшие огороды. Остальная земля находилась в собственности ВСЕЙ патрицианской общины. На ней размещались поля, луга для выпаса скота и пр. Патриции делились на 3 трибы, каждая триба на 10 курий, каждая курия на 10 родов, каждый род на 10 семейств. Каждая курия собиралась отдельно, в особом помещении, для решения своих вопросов.

2. Клиенты (clientes - послушные). Клиент получал от патриция землю, скот, пользовался его поддержкой на суде. За это он служил в военном отряде патрона, оказывал ему различные услуги, помогал деньгами в критический момент и пр. Клиенты формировались из вольноотпущенников, эмансипированных, незаконнорожденных, иностранцев и пр.

3. Плебеи (от греч. Πληθος – масса). Видимо, они изначально стояли вне родовой системы патрициев, а может быть, и вне римского общества вообще. Хотя потом у плебеев и появилась патриархальная семья и система трех имен, но в раннем периоде все это отсутствовало. Плебеи владели землей на правах частной собственности, у них сохранялись серьезные пережитки матриархата. Они не имели политических прав: не участвовали в куриатных собраниях патрициев, не были представлены в сенате, не служили в ополчении. Браки между патрициями и плебеями до сер. V века были незаконными. Патриции и плебеи жили отдельно, старались не заходить на территорию друг друга и даже храмы богов у них были отдельными.

Причины такого положения вещей вызвали различные предположения в антиковедении. Еще в XIX в. знаменитый немецкий ученый Б.Нибур предположил, что патриции – коренные граждане, а плебеи – пришлые элементы. Некоторые ученые считали, что это потомки двух разных племен, одно из которых было покорено другим. В этом русле и гипотеза нашего антиковеда С.И.Ковалева, который считал, что плебс имел в своей основе этрусский элемент. Некоторые из антиковедов доходили до того, что сравнивали патрициев с феодалами, плебеев с буржуа, а клиентов с крепостными. Вопрос этот по сию пору остается открытым.

Носителем верховной власти было народное собрание, которое собиралось по куриям. Оно объявляло мир и войну, выбирало царя и т.д. Каждая курия имела один голос и решал вопрос отдельно. Второй орган власти – сенат – из 300 чел. (senatus – senex – старик). Подтверждал решения народного собрания и царя, который по всем вопросам с ним советовался. Царь – rex – верховный военачальник, жрец и судья.