Этапы развития мировых информационных ресурсов

Структура мировых информационных ресурсов

Тема 3. Мировые информационные ресурсы

Период до середины 60-х гг. Функционирование государственных информационных служб.К ним относятся различные гос. и общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной сфере (библиотеки, архивы). Пользователям-специалистам предоставлялась библиографическая, реферативная и аналитическая информация (например, пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку и получить первоисточник по своему запросу). Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

С середины 1960-х гг. Использование первых автоматизированных информационных систем. Первые автоматизированные информационные системы получили название ИПС (инф.-поисковые системы). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ: малый объем памяти, возможность только последовательного просмотра записей на магнитных лентах в ИПС хранились вторичные документы – поисковые образы документов, которые были составлены на основе специального поискового языка. Сами первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии в постоянно действующими запросами и оповещении пользователей о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

70-е годы Появление фактографических информационных систем. Дальнейшее развитие вычислительной техники (рост объемов памяти и быстродействия) привело к появлению фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.). Пользователь мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам, т.к. в таких системах хранились не только поисковые образы документов, но и библиографические описания документов и рефератов. Информация организовывалась в виде баз данных.

С 1975 года. Создание профессиональных баз данных Новейшие информационные технологии, переход к использованию компьютеров при подготовке печатных изданий позволили резко сократить затраты на формирование баз данных с применением этих источников. С другой стороны – если первоначально потребитель запрашивал в основном научно-техническую информацию, то в сейчас интерес потребителя стал направлен на информацию, используемую в бизнесе, торговле, промышленности, к патентной и правовой информации. Соединение новых компьютерных технологий и новых потребностей пользователей привело к созданию профессиональных баз данных. Так с 1975 по 2005 гг. число баз выросло более чем в 64 раза 301 в 1975 году до 19,4 тыс. в 2005.(Источник данных за 2005 г: Gale Research Inc. www.gale.com). Суммарный объем профессиональных баз за этот же период вырос в 300 раз)