Талевый блок пятишкивный одноосный

Конструирование талевых блоков

 

Талевый блок обычно выполняют из двух сварных боковых щек, соединенных наверху полой траверсой, а внизу — серьгой с помощью приваренных к щекам кронштейнов и пальцев. Эти детали составляют как бы силовой каркас блока. В щеках неподвижно установлена ось, которая для предохранения от осевого смещения с торцов закреплена гайками.

Рис.5

1- серьга; 2-палец; 3 - кронштейн; 4 - щека боковая; 5 -шкивы;

6 - роликопод­шипники; 7 -ось; 8 - гайка; 9 - кольцо предохранительное; 10 - траверса верхняя; 11 - кожух

Ось с торцов имеет отверстия, служащие для подачи смазки к подшипникам шкивов. Смазка осуществляется при помощи масленок, установленных с торцов оси.

Буровой крюк следует подвешивать к талевому блоку на его нижнюю серьгу или присоединять на стержнях к его корпусу. Верхняя траверса талевого блока должна иметь отверстия для подвески его при монтаже. Боковые кожухи талевого блока, закрывающие шкивы по периметру, снабжаются прорезями для прохода каната. Сопротивление изгибу лепестков, образуемых в верхней части кожухов прорезями, увеличивают либо выштампованными на них ребрами жесткости, либо привариванием усиливающих деталей.

Каждый шкив должен быть так смонтирован на подшипниках, чтобы он мог свободно вращаться независимо от частоты вращения соседних шкивов; в то же время он не должен смещаться по оси под действием осевых нагрузок.

При конструировании кронблоков и талевых блоков следует стремиться уменьшать отклонения каната от средней оси 1 желоба шкива для снижения износа, что достигают уменьшением общей ширины по оси. После выбора основных размеров шкивов и подшипников разрабатывают конструкцию основных элементов блоков. Как указывалось, длина ступицы шкива определяется размерами подшипников, поэтому следует стремиться делать ее не больше ширины внешнего обода шкива.

В приведенных выше конструкциях талевых блоков эта задача решена неудачно. На рис. а, б и в показаны удачные решения монтажа шкивов на полой оси большого диаметра при минимальной ширине ступицы. При большом диаметре оси удается разместить более узкий подшипник качения, обладающий достаточной несущей способностью и долговечностью. Такой вариант позволяет получить меньшую ширину секции и ось большой прочности. При пустотелой оси можно подводить смазку к каждому подшипнику по трубке. Расточка одного отверстия большого диаметра значительно проще сверления на всей длине отверстий малого диаметра для смазки. Если диаметр подшипника не превышает 0,3DШ, то скорость движения тел качения будет всегда в допустимых пределах,

т. е. до 10 м/с.

Монтаж шкива на конических роликоподшипниках (рис. а) наиболее удачен, так как конический подшипник воспринимает радиальную и осевую нагрузки. Монтаж шкивов на длинных цилиндрических подшипниках требует применения либо упорных шарикоподшипников (рис. б), либо упорных бронзовых колец (рис. в).

Неудачное решение монтажа шкива на оси на двух цилиндрических роликоподшипниках с буртами, воспринимающими осевые нагрузки, показано на рис. г. В этой конструкции для крепления подшипников в ступице применено распорное пружинное кольцо. Бурты подшипника уменьшают полезную длину тел качения, что ведет к снижению долговечности. Во избежание этого в таких конструкциях приходится увеличивать ширину ступицы, выполняя ее больше ширины шкива по ребордам желоба; в результате такая сборка всегда больше по размерам, чем сборка с подшипниками большого диаметра. Ось небольшого диаметра нельзя выполнить пустотелой, и подвод смазки к подшипникам надо осуществлять через отверстия малого диаметра в теле оси, что усложняет изготовление.

Для обеспечения равномерного износа беговых дорожек внутренних колец подшипников и для облегчения монтажа нескольких подшипников на длинной оси одного диаметра следует выбирать такие посадки подшипников, которые бы обеспечили возможность небольшого проворачивания кольца на оси (один-два оборота за один спуско-подъем).

Так как талевые системы работают в довольно напряженных условиях, то к точности изготовления и качеству материалов предъявляют повышенные требования. Осевое биение шкива допускается не более 1 мм, а радиальное не более 0,5 мм на диаметре 1000 мм. Отклонение оси профиля желоба от средней плоскости допускается не более 1,5 мм, а разностенность реборд не более 2 мм.

 

 

Рис.6

Конструктивная схема монтажа шкивов на оси:

а - сдвоенный конический роликоподшипник;

б-одинарный радиальный роликоподшипник и шариковый упорный;

в - одинарный радиальный роликоподшипник с упорным подшипником скольжения;

г - два радиальных роликоподшипника с буртами;

1- шкив

2 - роликоподшипник;

3, 12 - дистанционные кольца;

4 - трубка смазки;

5- шайба;

6 -ось;

7 - шарикоподшипник упорный;

8 - шайба упорная;

9 - шпонка;

10 - опора;

11 - кольцо пружинное;

12- место развальцовки

Изготовление и приемку следует осуществлять в соответствии с требованиями правил для грузоподъемных машин. Сварные элементы блоков необходимо из­готовлять из углеродистой конструкционной стали, шкивы — литыми из легированных сталей марок 40ГЛ, 50ГЛ, ЗОХНЛ или сварными из углеродистых и легированных сталей с закалкой по профилю желоба до твердости НRС 30-40 и с шероховатостью RZ=25 мкм. Оси должны быть кованые, термически обработанные, из легированной стали марки 40ХН (ГОСТ 4543-71) и др.