Закономерности онтогенетического развития человеческой психики

 

Психическое развитие человека имеет ряд особенностей:

· Биологическое созревание мозга является только необходимым условием для формирования и развития психики. Причиной формирования и развития психических функций выступают взаимодействия субъекта с внешним предметным миром.

· Формирование и развитие человеческой психики детерминировано присвоением (усвоением) общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми. Социальная среда (культура) и взрослые, являясь носителями различных видов человеческих действий и деятельностей, выступают главными источниками развития.

· «Движущими силами» развития выступают противоречия в процессе усвоения общественно-мотивационных и предметно-операциональных компонентов деятельностей, которыми овладевает ребенок.

 

Психическое развитие ребенка осуществляется в процессах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психического развития.

· Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией развития – теми формами отношений с предметным миром, взрослыми и социальной средой в которые необходимо включается ребенок, овладевая человеческой культурой и человеческими действиями.

· Внутри ведущего типа деятельности вызревают, дифференцируются другие, все более сложные виды действий и деятельностей.

· На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего типа деятельности формируются и переструктурируются психические функции человека.

· Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование характерных для каждого возраста психических новообразований, как в личностной, так и в познавательной сферах.

 

Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.

· Первая эпоха: формирование и переход а) от деятельности непосредственно-эмоционального общения – младенческий возраст; б) к предметно-манипулятивной деятельности – возраст раннего детства.

· Вторая эпоха: формирование и переход от а) игровой деятельности (предметное моделирование, ролевая игра, игра по правилам) – дошкольный возраст; б) к учебной деятельности – младший школьный возраст.

· Третья эпоха: формирование и переход а) от интимно-личностного общения – подростковый возраст; б) к учебно-профессиональная деятельность – юношеский возраст.