Проблема интеграции и пути ее решения

ИНТЕГРАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

 

По мере распространения компьютерных информационных технологий все большее количество управленческих работников стало применять в своей деятельности те или иные программные средства. Однако на начальном этапе не уделялось особого внима­ния обоснованному выбору конкретных видов программного обес­печения, что привело к ситуации, когда в одной организации раз­личные сотрудники для выполнения функций информационного обеспечения использовали различные программные средства. Та­кое положение при различных форматах хранения данных для разных программных продуктов делало невозможным совместное использование данных в процессе совместной деятельности, что зачастую приводило к серьезным негативным последствиям.

Данная ситуация поставила проблему разработки и использо­вания комплекса различных информационных технологий, ис­пользующих общие данные, направленные на выработку единой для данной организации политики развития.

Один из первых подходов решения поставленной проблемы ин­теграции функций и технологий информационного обеспечения управленческой деятельности был выработан исходя из идеи обес­печения коммуникационной совместимости различных программ­ных продуктов за счет создания специальных программ, осуществ­ляющих преобразование данных из одного формата хранения в другой.

Достаточно быстро были разработаны такие программы, выпол­няющие функции преобразования данных прежде всего для техно­логий одного класса (подготовка текстовых документов, разработ­ка электронных таблиц, создание БД). Были даже созданы про­граммные средства, осуществляющие преобразование данных из одного множества форматов в другое. Тем не менее возможности данного подхода были ограничены как значительным количеством форматов хранения, так и закрытостью многих форматов для пользователей.

Другим подходом к интеграции функций и технологий инфор­мационного обслуживания управленческой деятельности стала разработка интегрированных программных пакетов. Такие пакеты предполагают в рамках одной программы реализацию нескольких функций с установлением внутренних информационных связей между ними. В типовой набор функций таких интегрированных па­кетов вошли: текстовый процессор, табличный процессор, СУБД, система управления коммуникациями. Определенное время интег­рированные пакеты были широко распространены, но их замкну­тость, невозможность расширения и подключения новых функций сузили сферу их использования.

Современным примером данного подхода к интеграции различ­ных функций информационного обслуживания управленческой деятельности служат личные информационные системы, объеди­няющие в рамках одной технологии все функции поддержки и организации рабочего места. Одной из лучших систем такого рода является программа Lotus Organizer, которая поддерживает функ­ции планирования рабочего времени в различных временных гори­зонтах (от одного рабочего дня до нескольких лет), ведения адресно-телефонного справочника, многоструктурного блокнота, ведения справочника памятных дат. Аналогичные функции выполняют про­граммы Microsoft Outlook, CorelCENTRAL, StarOffice Schedule.

В настоящее время интеграция функций информационного об­служивания управленческой деятельности реализуется исходя из концепции единой интегрирующей среды. Самым распространен­ным примером реализации такого подхода стала операционная оболочка Windows, последние версии которой представляют собой полноценную операционную систему. Все программы-приложе­ния, предназначенные для работы в среде Windows, разрабатыва­ются в соответствии с определенными спецификациями, что по­зволяет стандартизировать способы обмена информацией между различными приложениями. Среда Windows предлагает несколь­ко технологий взаимодействия различных приложений, разреша­ющих создавать комбинированные или составные управленческие документы, включающие в себя текст, таблицы, выборки из БД, графические иллюстрации,