СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
Вывод и сохранение данных в электронных таблицах
Созданные и заполненные электронные таблицы используются в двух направлениях:
— как табличные документы самостоятельного значения, требующие оформления в виде твердой копии на бумаге, что предполагает выполнение операции вывода на печать;
— как составные компоненты других документов или способ оперативного хранения данных, что предполагает сохранение таблиц в виде файлов различного формата на соответствующих накопителях информации.
Вывод электронных таблиц на печать
Подготовка табличных документов для вывода на печать предполагает задание соответствующих параметров страничного оформления, которые включают в себя:
— ориентацию (размещение таблицы вдоль листа или поперек);
— масштаб изображения на листе (изменение размера изображения на бумаге относительно размера изображения на экране);
— определение размера листа бумаги (либо выбор из предлагаемого множества стандартных размеров, либо установление нестандартного размера);
— определение качества печати (для тех принтеров, у которых возможен выбор);
— определение размеров отступов от края листа (верхнего, нижнего, правого, левого) и полей для верхнего и нижнего колонтитулов;
— определение содержания верхнего и нижнего колонтитулов;
— определение режимов центрирования таблицы относительно краев листа (по горизонтали и вертикали);
— определение строк и столбцов, используемых в качестве заголовков, т. е. повторяющихся на каждой странице печатаемого документа;
— установление при необходимости вывода на каждой странице имен столбцов и номеров строк;
— установление порядка вывода примечаний (либо по месту расположения, либо в конце документа).
Для правильного установления параметров страничного оформления табличный процессор предлагает режим предварительного просмотра, в котором на экране отображаются формируемые страницы для вывода на печать.
При реализации самой процедуры вывода на печать возможно установление типа используемого устройства (принтера) с определением его свойств (с привлечением соответствующих средств операционной среды), задание диапазона выводимых страниц, задание числа копий печатаемого документа.
При отсутствии или неисправности печатающего устройства возможно сохранение табличного документа в виде файла соответствующего формата, содержимое которого может быть распечатано при появлении возможностей.
Сохранение электронных таблиц
Сохранение подготовленных и заполненных электронных таблиц на накопителе информации предполагает установление следующих параметров:
— имени накопителя информации (имени накопителя на гибких магнитных дисках, имени логического устройства в рамках накопителя на жестких магнитных дисках, имени другого накопителя);
— имени каталога или папки файловой системы выбранного накопителя информации;
— имени файла, в котором сохраняется электронная таблица (точнее книга или блокнот, в состав которого включена сохраняемая таблица);
— формата сохранения (документ данного табличного процессора, документ более ранних версий того же табличного процессора, документ другого табличного процессора, текстовый документ, документ формата базы данных, другие стандартизированные форматы обмена информацией);
— условий последующего доступа (пароля при открытии файла, режим внесения изменений).
Глава 11