Тема 3. Структура пользовательского интерфейса.
Лекция 8.Категории пользователей.Классификации пользователей интерактивных систем. Типы операторской деятельности. Этапы деятельности человека-оператора. Типы поведения человека-оператора. Типы моделей, используемых оператором.
В специальной литературе, посвященной данному вопросу, приводится несколько вариантов классификации пользователей интерактивных систем. Но существующие подходы различаются в деталях, сохраняя единые принципы такой классификации.
В основу подхода положены факторы, влияющие на отношение пользователя к интерактивной системе и на методы его работы с нею.
- человеческие потребности означают, в частности, потребность быть понятым партнером по диалогу;
- навыки пользователя состоят из моторных навыков (относящихся прежде всего к работе с клавиатурой и мышью), лингвистических навыков, навыков в общении и навыков в решении задач;
- свойства личности - это, например, творческие способности, подверженность ошибкам, способность к обучению, терпеливость, устойчивость к стрессу и т.д.;
- уровень компьютерной грамотности. Здесь обычно различают программирующих и не программирующих пользователей, а среди последних, в свою очередь, выделяют три категории:
- подготовленные пользователи, решающие творческие задачи, аналитики и исследователи (то есть пользователи, последовательность действий которых сложно формализовать);
- подготовленные пользователи, выполняющие рутинные операции,- операторы (то есть пользователи, последовательность действий которых является достаточно устойчивой);
- случайные (или «наивные») пользователи, обладающие минимальным уровнем компьютерной грамотности.
Подготовка в прикладной областипользователя влияет на использование языка (например, профессиональной терминологии) и применяемые методы решения задач.
Причина пользования системойможет быть:
- обязательной - как неотъемлемая часть работы;
- необязательной - как дополнительная составляющая профессиональной деятельности;
- обязательной с точки зрения личных потребностей (например, когда определенную информацию можно получить только с помощью компьютера);
- необязательной в частной жизни (например, в качестве развлечения).
Отношение к системеи ожидания от работы с ней определяются уровнем компьютерной грамотности и причиной ее использования; оно может быть:
- нейтральным: пользователь воспринимает компьютер только как рабочий инструмент;
- положительным: пользователь охотно использует компьютер, так как надеется получить от него пользу (или удовольствие);
- негативным: пользователь предпочел бы не пользоваться компьютером (возможно, из-за субъективной нелюбви или недоверия к технике).
Целями пользователямогут быть:
- решить определенную задачу с помощью компьютера (в том числе и развлекательного характера);
- научиться работать с системой.
Ограничения по временинезависимо от характеристик системы (в частности, ее быстродействия), в этом случае пользователь может быть вынужден приспосабливаться к ограничениям по времени, исходящим от задачи или контекста работы.
В зависимости от уровня иерархии управления, на котором находится человек-оператор, и типа системы управления (или обработки информации) можно выделить следующие типы операторской деятельности:
оператор - технолог, непосредственно включенный в технологический процесс и выполняющий стандартные процедуры управления;
- оператор - манипулятор, реализующий процедуры управления, состоящие из механических воздействий;
- оператор - наблюдатель, следящий за состоянием процесса и его отклонениями в системах реального времени;
- оператор - исследователь, действия которого не регламентированы имеющимися процедурами и базируются на понятийном мышлении (программист);
- оператор - руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера;
- оператор - проектировщик, включенный в процесс машинного проектирования в составе САПР.
Организация взаимодействия технической (или вычислительной) системы с операторами различных категорий имеет свои специфические особенности. Однако существует ряд общих положений, рассматриваемых далее и свойственных всем (или большинству) типам операторов (например, общая модель мышления и принятия решений человеком, его психофизиологические характеристики и др.).
Деятельность человека-оператора.
В процессе решения задач выделяется 5 этапов, характерных практически для всех категорий операторов:
обнаружение - восприятие оператором группы признаков, инициирующих решение задачи;
- классификация - распознавание ситуации и определение состояния контролируемого процесса и технической системы;
- планирование - принятие решения и разработка последовательности действий, которые предположительно приведут к решению задачи;
- исполнение - реализация планов с учетом имеющихся ресурсов;
- отслеживание - проверка исполнения действий и их эффективности.
Задачи, решаемые оператором, в свою очередь, делятся на 3 категории:
- регулирование процесса, предусматривающее незначительное динамическое выравнивание и корректировку отдельных параметров процесса;
- изменение режима, ведущее к принципиальному изменение процесса и предусматривающее переходные процессы, большое количество операций и сложные алгоритмы действий оператора;
деятельность в аномальных ситуациях, проявляющихся в выходе параметров процесса за установленные границы.
Типы поведения человека-оператора.
В зависимости от сложности и формализованности задач, выделяется 3 уровня поведения оператора:
- поведение, основанное на навыках - действия оператора рефлекторны и оттренированы, от него не требуется вникать в суть происходящих процессов, он должен лишь реагировать заранее определенным способом на возникновение некоторых ситуаций;
- поведение, основанное на правилах - деятельность оператора связана с использованием правил управления, сведенных в инструкции по эксплуатации системы;
- поведение, основанное на знаниях - действия оператора требуют понимания протекающих процессов и обработки информации, явно не содержащейся в текущих данных или в заранее подготовленных инструкциях.
Типы моделей, используемых оператором
В процессе решения задач оператор может использовать 5 типов моделей, формализующих как его действия, так и описание контролируемых процессов:
- физическую, содержащую математическое описание процессов, протекающих в системе;
- функциональную, описывающую основные подсистемы, оборудование, его функции и взаимосвязи;
- экономическую, связывающую величины стоимости основных операций управления;
процедуральную, описывающую правила управления установкой;
- когнитивную, отражающую интуитивную модель процесса, формируемую оператором.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы влияют на отношение пользователя к интерактивной системе?
2. Каковы типы операторской деятельности?
3. Каковы этапы деятельности человека-оператора?
4. Каковы типы поведения человека-оператора?
5. Какие модели используют операторы в своей деятельности?
Лекция 9.Структуры и типы диалога. Диалоговый компонент прикладной системы. Схема алгоритма диалога с программным приложением. Сценарий взаимодействия. Структуры диалога.
В прикладной диалоговой системе можно выделить два функциональных компонента:
- собственно прикладную систему, с которой работает пользователь;
- диалоговый компонент, управляющий диалогом между пользователем и прикладной системой.
Примерами прикладных систем являются все системы, с которыми работают пользователи ЭВМ в сфере своих профессиональных интересов - это: различного рода автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ и др. Эти системы характеризуются тем, что диалог ведется в терминах проблемной области и на выходе пользователь получает конечный результат, являющийся целью его общения с программным приложением. Некоторые системы могут работать не только в диалоговом, но и в пакетном режиме. Семантика конечного результата при этом не зависит от используемого режима работы. Диалоговый компонент является надстройкой над прикладной системой и помогает пользователю уточнить постановку проблемной задачи, предоставляя для этого соответствующие лингвистические формы и набор сервисных функций. Диалог в этом случае ведется в терминах диалоговой системы и называется метадиалогом. Используемая терминология практически не зависит от проблемной области. Наличие в прикладной системе paзвитого метадиалога дает возможность пользователю, знакомому только с проблемной областью, получать требуемые результаты без предварительного детального , изучения диалоговой системы. Поэтому доступность и распространенность использования прикладной системы во многом зависят от качества построения диалоговой надстройки.
С учетом наличия двух компонентов в диалоговой системе на рис. 3. представлена обобщенная схема алгоритма диалога с программным приложением.
При этом однократное прохождение по одной из ветвей схемы алгоритма от блока «Начало» до блока «Конец» или до возврат к началу схемы алгоритма будем называть шагом диалога или транзакцией. Шаг диалога характеризуется активным взаимодействием человека с ЭВМ, т. е. в данном случае в ответ на ввод сообщения пользователя после его обработки диалоговой системой выдается выходное сообщение, отражающее состояние системы или диалога. Восприятие системой входного сообщения включает 2 этапа:
синтаксический анализ - проверка соответствия формы, в которой введена информация, разрешенным на данном шаге, диалога шаблонам или правилам ввода-вывода;
семантический анализ - выявление смысла входного сообщения, определение ближайших задач системы и анализ возможности их выполнения при данном состоянии процедурной части.
Рассмотренная последовательность начинается с вывода системой выходного сообщения, т.е. инициатором взаимодействия является система. Помимо данной последовательности известны еще две формы распределения инициативы в диалоге: инициатива, принадлежащая пользователю (когда пользователь сам управляет работой системы посредством команд и запросов), и смешанная инициатива, предполагающая периодическое перераспределение инициативы с помощью управляющих сигналов, с помощью которых пользователь имеет возможность прервать исполнение как процедурной, так и диалоговой части программы и перевести ЭВМ в состояние ожидания своей команды).
Количество транзакций при работе с диалоговой системой может быть произвольным и зависит от потребностей пользователя и объема обрабатываемой информации, однако, последовательность транзакций всегда фиксирована и определена сценарием диалога, заложенным в алгоритм программы.
По характеру информации, содержащейся во входных и выходных сообщениях, различаются 2 типа диалога:
- управляющий, когда в результате транзакции определяются функции системы и осуществляется управление ее работой (для этой цели используются также и управляющие-сигналы);
- информационный, в процессе которого в систему вводятся данные, требуемые для решения конкретной задачи.
В зависимости от числа пользователей диалоговые системы могут быть однопользовательскими (рассчитанными на одного пользователя) и многопользовательскими (с коллективным доступом пользователей к ресурсам системы).
Для реализации транзакций диалога используются следующие формы:
синтаксически ограниченная (меню, запросы с ответом по шаблону, запросы с ответом ДА/НЕТ);
директивная (команды);
фразовая (взаимодействие на ограниченном естественном языке);
объектно - ориентированная.
![]() |
Рисунок 3- Схема алгоритма диалога с программным приложением
Для более быстрого освоения диалоговой системы пользователю необходимо знать основные этапы диалога и формы его реализации. Наиболее известны в человеко-машинной среде следую типы диалога:
- меню;
- вопросы, требующие ответа ДА/НЕТ;
- шаблон;
- простой запрос;
- команда;
- взаимодействие на естественном языке.
Сценарий взаимодействия
Взаимодействие человека-оператора с ЭВМ обычно подчиняется определенному сценарию диалога. Сценарий диалога представляет собой алгоритм взаимодействия оператора с программной системой. Его проектируют, исходя из задач, стоящих перед АСОИиУ, характера и функций человека в процессе управления, технических возможностей средств отображения информации. Сценарий диалога представляет собой детальное описание диалогового взаимодействия, выраженное в виде структуры диалога, а также его информационной и операционной моделей. Формально сценарий определяется следующим образом:
D = <S, A, C, R. G, I, O>,
где: S - множество состояний; A - множество операций; C=Q U F - множество условий (Q - множество входных условий, F - множество программных условий); R - множество выходных сообщений; G: SxC®S - граф диалога; I:{S®R; SxC®R}- информационная модель диалога; O:{S®A; SxC®A}- операционная модель диалога.
Ведение диалога согласно сценарию называется интерпретацией диалога. Графическое изображение сценария напоминает блок-схему программы на алгоритмическом языке, состоящую из элементов ветвления, ввода вывода сообщений и исполнения операций. Элементарная конструкция такой блок - схемы называется узлом сценария.
При проектировании взаимодействия пользователя с программной системой сценарий диалога является ключевым понятием. Он позволяет формализовать процесс разработки диалогового взаимодействия, а также проводить анализ и оптимизацию процедур общения пользователя с системой. Рассмотрим основную составную часть сценария - структуру диалога, наиболее наглядно отображающую процесс взаимодействия. Структура диалога - это связанная совокупность состояний диалога достижимых в процессе общения пользователя с диалоговой системой. Состояния диалога складываются из трех компонент: формы диалога; совокупности функций системы, предоставляемой пользователю; предыстории диалога. Основное графическое представление структуры диалога - диаграмма состояний - ориентированный взвешенный граф. Каждая вершина графа соответствует определенному состоянию диалога, а дуга определяет смену состояний. Веса вершин и дуг характеризуют содержание диалога: входные и выходные сообщения, исполняемые программные операции и условия. Переход от одной вершины графа диалога к другой соответствует одной транзакции диалога. Произвольная последовательность переходов (путь по графу) образует сеанс общения пользователя с системой. Если не принимать во внимание переходы по ошибкам и петли, то можно выделить три структуры диалога: линейную; древовидную и сетевую (рис 4).
![]() |
Линейная структура Древовидная структура Сетевая структура
Рисунок 4.
Контрольные вопросы
1. Какие два функциональных компонента выделяют в прикладной диалоговой системе?
2. Что означает термин "транзакция" в диалоговом взаимодействии?
3. Что означает сценарий диалога?
4. Каковы основные структуры диалога?