Отражение условий движения.

Для получения оперативной информации об условиях движения используются контрольно-измерительные приборы (КИП) Измеряемые и контролируемые параметры в них отражаются на индикаторах, размещаемых на приборной панели и ветровом стекле. В настоящее время индикаторы КИП объединяются в группы и называются комбинацией приборов (индикаторов). Они предоставляют водителю информацию о скорости движения автомобиля, параметрах работы двигательной установки и агрегатов автомобилей, состоянии генераторной установки и батареи, количестве расходуемых материалов и топлива в баках.

Возросшее число измеряемых и контролируемых параметров в ДВС и автомобиле привело к чрезмерному усложнению приборной панели. Эта проблема хорошо известна разработчикам ИСУТП. Все показывающие, сигнальные и регистрирующие индикаторы не могут быть размещены на ограниченном пространстве передней панели даже при использовании миниатюрных приборов. Восприятие информации от большого числа источников затруднительно, кроме того, принятие на ее основе правильного мнения в ограниченные сроки становится невозможным.

Поэтому отдельные приборы измерения и контроля, применяемые на автомобиле, вытесняются информационно-измерительными системами (ИИС). В них информация, получаемая от большого числа источников, предварительно обрабатывается и в обобщенном виде поступает на общую панель дисплея для визуального восприятия водителем в виде цифр, букв, аналоговых и дискретных знаков и графиков. Таким образом, происходит переход от измерения отдельных параметров к контролю и измерению процессов. В ряде случаев ИИС выдает обобщенные характеристики объекта (его образ).

Дальнейшее развитие таких систем и использование в них универсальных микропроцессоров, получивших название «бортовой компьютер», позволили осуществить диалоговый режим, в котором система может выдавать советы пользователю для принятия решения в конкретной обстановке. Информация в таких системах представляется в виде визуальных (с использованием цвета) и звуковых тональных и речевых) сигналов. Это обстоятельство позволяет внести такие системы по сложности организации информационных потоков к разряду АСУТП.

Для устранения избыточности информации, поступающей водителю, в информационных системах используют ряд алгоритмов обработки поступающих в систему данных. Только основные параметры измеряются и контролируются локальными системами и выводятся на индикаторы постоянно. Остальные параметры, подлежащие контролю и измерению, ранжируются по степени важности (приоритетам) и выводятся на индикаторы только при отклонении их от заданных значений. Некоторые параметры контролируются в режиме тестирования перед пуском ДВС и агрегатов. Ряд параметров измеряется периодически, а некоторые контролируются по вызову водителя или обслуживающего персонала.

Так как контроллеры современных систем управления строятся исключительно на микропроцессорах, то происходит интеграция различных информационных систем в единую систему управления, измерения и контроля. На современном автомобиле используется информационно-управляющая сеть, содержащая около десятка микропроцессоров на разных уровнях управления.

Современная концепция интегральной системы управл многоплановым объектом «автомобиль — водитель — дорога —окружающая среда» предполагает в дополнение к имеющимся на автомобиле ИИС, бортовым системам контроля и системам для диагностики использовать навигационные системы, получающие информацию по каналам связи, в том числе и спутниковым, о с стоянии дороги, месте нахождения автомобиля, оптимальное маршруте следования и погодных условиях. Часть датчиков и устройств такой системы устанавливается на автомобиле, а остальные — вдоль дороги на всем ее протяжении.

Практически для всех транспортных средств созданы и широко применяются автоматические средства вождения. Для реализации этой задачи широко используются радиолокационные системы и системы контроля с помощью различных излучений. Радары переднего и заднего обзора, приемники излучений устанавливаются спереди, сзади и под днищем автомобиля. Информация об окружающей обстановке поступает на устройство обработки — бортовую ЭВМ. Сигналы, излучаемые светофорами и кабелями, уложенными по осевой разметке дороги, дают информацию о дорожной обстановке. Обработанная по специальным алгоритмам информация в контроллере преобразуется в команды, которые поступают на исполнительные устройства двигателя, тормозную систему и рулевое управление. Такие системы реагируют на дорожные знаки, выполняя необходимые маневры и регулирование скорости даже в сложных погодных условиях.