Порядок привлечения сил ГО (РСЧС) для ликвидации последствий ЧС.
Организация и поддержание взаимодействия с формированиями ГО, частями (подразделениями) ГО, с военным командованием в ходе работ на обьектах в различных ЧС.
Для проведения АСДНР на важнейших объектах по распоряжению начальника могут привлекаться в/ч ГО, ведомственные формирования и подразделения.
Формирования ГО создаются в мирное время на всех предприятия учреждениях учебных заведениях для ведения АСДНР. Они комплектуются из рабочих, служащих, студентов, учащихся и другого трудоспособного населения.
Формирования по подчиненности подразделяются на территориальные и объектовые, а по предназначению - на формирования общего назначения и формирования служб.
Территориальные формирования создаются для решения задач ГО самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями на наиболее важных объектах.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
В состав этих сил входят аварийно спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее 3-х суток и находящихся в состоянии постоянной готовности. Эти силы постоянной готовности могут привлекаться Министерством РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими органами управления по делам ГО ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случаях ЧС.
Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинские формирования привлекаются для ликвидации последствий ЧС в порядке определяемом Президентом РФ.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
В июне 1995 года Министром обороны РФ и Министров РФ по делам ГО и ЧС подписано “ Руководство по взаимодействию...”, где определено привлечение сил и средств : “...Привлечение сил и средств сторон осуществляется в целях оказания взаимной помощи для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на наиболее потенциально опасных объектах экономики ...”.
В этом руководстве так определенпорядок привлечения сил ГО: войска ГО РФ привлекаются к выполнению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в соответствии с возложенными на них обязанностями, исходя из своего предназначения, на основании распоряжения соответствующего начальника РЦ РСЧС, дислоцированные на территории РЦ с последующим докладом в МЧС РФ.
Для проведения АСДНР воинские части и подразделения Войск ГО РФ могут быть временно переданы в подчинение председателю КЧС или начальнику ГО субъекта РФ (старшему военному начальнику), где произошла ЧС. Организуя взаимодействие с формированиями служб, следует помнить, что к ним относятся: формирования специальной разведки, связи, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно- технические, противорадиационной и противохимической защиты, охраны общественного порядка автомобильной и др.
Формирования служб ГО предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСДНР, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач в очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Организация и поддержания непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех органов управления и штабов.
Взаимодействие осуществляется:
- с соединениями, воинскими частями и подразделениями войск ГО;
- с аварийно- спасательными подразделениями РСЧС;
- с поисково-спасательными отрядами РСЧС;
- с силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ.
Взаимодействие осуществляется и с воинскими формированиями:
- соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательными подразделениями ВС РФ. Все вышеперечисленные формирования относятся к формированиям постоянной готовности. Эти подразделения привлекаются к выполнению работ в первоочередном порядке.
Кроме этого, взаимодействие осуществляется с силами общего назначения; они не выполняют специальные задачи в ЧС и действуют вне зон заражения и т.д. На них могут возлагаться задачи по организации эвакуации, питания, обеспечение водой, такелажные работы, доставка гуманитарной помощи и т.д. Для организации взаимодействия составляются планы взаимодействия.
а/ Взаимодействие организуется в повседневной деятельности (проведение совместных учений, тренировок, обучение органов управления, обмен опытом; уточнение планов взаимодействия).
б/ Взаимодействие организуется приугрозе возникновения ЧС (уточнение принятых решений; уточнение планов взаимодействия; организация планирования по обстановке; состав выделяемых сил; вопросы всестороннего обеспечения; приведение в готовность сил и средств).
в/ Взаимодействие организуется при возникновении ЧС (организация оповещения и информирования о ЧС), исходя из этого проводится:
· уточнение принятых решений, планов взаимодействия;
· немедленное приведение в готовность выделяемых сил;
· введение “Плана действий по ликвидации ЧС” и “Плана взаимодействия”;
· представление докладов оперативной обстановки в соответствующую КЧС.
Главные принципы взаимодействия: плановость, территориальность, взаимодоговоренность, невмешательство в функции и действия взаимодействующих сторон, не связанных с ликвидацией ЧС.
Требования к взаимодействию: устойчивость, всесторонность, гибкость и длительность на весь период подготовка и ликвидации ЧС.
Общие вопросы взаимодействия формирований ГО с подразделениями воинских частей:
· Взаимная информация об обстановке, задачах полученных от начальников о состоянии, готовности сил и средств к действиям.
· Уточнение единых сигналов, ориентиров. Согласование районов разведки, наблюдения, патрулирования и совместного оцепления очагов поражения, районов аварий, катастроф и стихийных бедствий.
· Использование маршрутов выдвижения из районов размещения на рубеж развертывания и участки работ.
· Пути выноса /вывоза/ пострадавших и регулирование движения на маршрутах.
· Обеспечение проездов к участкам работ, расчистка завалов. Меры обеспечения ведения АСДНР на промежутках между воинскими подразделениями и формированиями ГО. Уточнение мест размещения пунктов управления, медицинской помощи, питания, а так же порядка поддержания связи. Порядок переориентации подчиненных сил и средств с одного участка работ на другой. Оказание взаимной помощи. Санитарная очистка очага поражения, стихийного бедствия, аварии и катастрофы.
Вопросами взаимодействия формирований ГО с подразделениями в/ч, выделенными для охраны общественного порядка являются:
¨ оцепление очагов поражений, регулирование движения;
¨ организация охраны личной и государственной собственности;
¨ выполнение установленных режимов поведения;
¨ организация вывода пострадавших из очагов поражений;
¨ мобилизация местного трудоспособного населения для ведения спасательных работ;
¨ предотвращение паники;
¨ использование средств связи милиции для передачи срочных сообщений, донесений.
Вопросами взаимодействия формирований ГО с инженерными подразделениями в/ч являются:
· расчистка завалов и прокладка колонных путей на маршрутах выдвижения сил и средств ГО к участкам работ;
· использование инженерной техники для устройства заградительных полос, оградительных дамб, каналов и других земляных работ;
· выполнение работ по сносу строений и сооружений, угрожающих обвалом;
· использование плавсредств для спасения людей, с/х животных и ценного имущества в районах катастрофического затопления;
· производство взрывных работ в интересах проведения АСДНР.
Вопросами взаимодействия формирований ГО с противопожарными частями и подразделениями являются:
* оказание помощи в организации и ведении пожарной разведки, локализации и тушении пожаров на решающих направлениях их распространения и объектах аварийно-спасательных работ;
* устройство отсечных противопожарных заградительных полос в лесу и оградительных канав на торфяниках,
Основные вопросы взаимодействия формирований общего назначения с формированиями служб при ведении АСДНР:
а/ С противопожарными формированиями:
оказание помощи в ведении разведки; порядок и последовательность тушения пожаров на решающих путях прохода и проезда к местам скопления пораженных совместные действия по спасению людей, находящихся на верхних этажах горящих и полуразрушенных зданий.
б/ С инженерными формированиями:
- совместная расчистка завалов и устройство проездов на путях выхода спасательных формирований и техники к местам скопления пораженных;
- выполнение работ по сносу или укреплению конструкций; организация немедленной подачи воздуха в заваленные убежища и укрытия, где находятся люди;
- места и порядок вскрытия убежищ с использованием техники.
в/ С санитарными дружинами:
- места и сроки развертывания пункта сбора пораженных пути и порядок выноса пораженных из убежищ /укрытий/ на пунктах сбора пораженных и организация их дальнейшей эвакуации в отряд первой медицинской помощи;
- розыск и вынос пострадавших осуществляют спасательные формирования, а медицинскую помощь- санитарные дружины, действующие в составе спасательных отрядов /команд/;
- для выноса пораженных, командир спасательного формирования выделяет по 4 человека от спасательной группы с носилками, которые действуют совместно с СД и оказывают им медицинскую помощь.
г/ С командой обеззараживания:
- обеззараживание территории на путях выхода формирований к местам скопления пораженных и непосредственно в районе убежищ и укрытий;
- оказание помощи пораженным и личному составу формирований в поведении частичной санитарной обработки;
- обеспечение чистой питьевой водой всего личного состава формирований и пораженных.
д/ С аварийно-техническими формированиями:
порядок и последовательность работ по устранению и ликвидации аварий в сетях водопровода канализации, энергоснабжения, теплотрассах и в газовых сетях с целью обеспечения безопасного ведения АСДНР и оказания помощи пораженным, находящимся в защитных сооружениях.
е/ Взаимодействие внутри формирований:
оказание взаимной помощи внутри формирования, дополнительное выделение людей и инструментов на те участки и спасательные группы, где их не хватает, выявление ограждение и обозначение указателями опасных мест; соблюдение мер безопасности в тех местах, где ведутся работы и санитарная очистка территории в местах ведения АСДНР и на путях выноса пораженных.
Таким образом, основным определяющим началом организации взаимодействия является решение командира, НГО, председателя КЧС, указания по взаимодействию старшего начальника. Организация взаимодействия и принятие решения - это единый процесс.