Взаимодействие с пользователем ЭВМ

Взаимодействие ОС с пользователем ЭВМ осуществляется в диалоговом или пакетном режиме с помощью интерфейса командной строки или на основеграфического интерфейса.

Взаимодействие в режиме командной строки предполагает, что пользователь вводит команды на командном языке ОС с клавиатуры, а ОС интерпретирует (анализирует) описание команды и ее параметров и исполняет ее. Интерфейс командной строки был характерен для старых ОС. Команды ОС (в том числе и вызовы прикладных программ) могут объединяться в отдельные программы (командные файлы). ОС исполняет такие программы как единое целое. В этом случае говорят о пакетном режиме исполнения команд.

Для написания командных файлов используются специальные языки командных файлов ОС. Некоторые прикладные и служебные программы также поддерживают собственные командные языки, позволяющие описывать последовательности необходимых пользователю действий, которые должны выполняться автоматически. Такие последовательности действий также могут исполняться в пакетном режиме, но его инициатором в данном случае является уже не ОС, а прикладная программа.

В DOS использовался примитивный командный язык. В различных разновидностях ОС Unix могут использоваться разные, в том числе довольно мощные командные языки. В Windows, начиная с версии 98, в качестве командного языка может использоваться как командный язык DOS, так и языки VBScript и JScript.

В настоящее время при работе с ОС повсеместно применяется графический интерфейс, когда команды задаются установкой параметров в окнах экрана по унифицированным правилам с помощью мыши и клавиатуры.

Современные ОС имеют единые правила графического интерфейса для всех программ, предназначенных для применения в их среде. Единый графический интерфейс предполагает, что:

  • программы запускаются в единообразных окнах, с которыми можно выполнять единообразные действия (перетащить, изменить размер, закрыть, свернуть);
  • окна имеют стандартные наборы управляющих элементов (метки, поля ввода, списки нескольких видов, кнопки, пиктограммы и др.);
  • во всех программах используется единообразное меню;
  • программы имеют стандартное построение справочной системы;
  • для обмена данными между программами применяется стандартное средство - буфер промежуточного хранения.

Поддержка стандартных элементов графического интерфейса обеспечивается операционной системой. При необходимости отобразить окно прикладная программа запрашивает выполнение этого действия у ОС, передавая ей характеристики окна и координаты его расположения. Для размещения управляющих элементов также вызываются определенная функция ОС, которой сообщается тип отображаемого элемента, его характеристики и координаты внутри окна. Тоже касается и функций формирования меню и организации просмотра справочной системы.

Средствами ОС унифицируются также способы представления используемых программами наборов символов (шрифтов).

Шрифт – это комплект символов, оформленных в соответствии с едиными требованиями.

Основными характеристиками шрифта являются гарнитура (рисунок), начертание (прямой, курсивный, жирный, жирный курсив) и кегль (размер символов).

В общем случае шрифты делятся на масштабируемые и немасштабируемые. В немасштабируемых шрифтах для каждого размера каждого символа задается отдельное поточечное изображение. В масштабируемых шрифтах задается рисунок символа одного размера, а изображения того же символа других размеров рассчитываются по формулам. В Windows используются, главным образом, масштабируемые шрифты TrueType. При создании шрифтов стремятся к выполнению принципа WYSIWYG - What You See Is What You Get (Что видишь на экране, то и получаешь при распечатке). Однако точного соответствия удается достичь не всегда, поскольку принтеры имеют более высокое разрешение, чем экран монитора.

Если шрифт установлен в ОС, то он становится доступным всем прикладным программам, выполняющимся под ее управлением. Однако в ряде случаев конкретная программа может использовать и собственные наборы шрифтов, а также дополнительные эффекты при их отображении.