Постоянные депутатские комитеты и комиссии представительного органа МО
1. Порядок формирования и система постоянных депутатских комитетов и комиссий.
2. Компетенция постоянных депутатских комитетов и комиссий.
3. Организация работы и акты постоянных депутатских комитетов и комиссий.
Согласно действующему законодательству о МСУ представительный орган МО на весь срок своих полномочий их состава депутатов образует соответствующие виды постоянных депутатских комитетов и комиссий в целях разработки предварительного рассмотрения и обсуждения проектов МПА. Организация их исполнения и осуществление контроля за ходом реализации деятельности других подотчетных и подконтрольных ОМСУ.
Как правило, создание такого рода комитетов и комиссий происходит на первой организационной сессии, собрании их числа присутствующих депутатов путем их самовыдвижения в члены того или иного комитета или комиссии.
В дальнейшем, на очередном сессионном заседании представительного органа МО утверждается весь списочный состав предложенных членов постоянных комитетов и комиссий. А если возникают разногласия у депутатов по каким-либо персональным кандидатурам, то обычно такой спорный вопрос выносится председателем на поименное голосование.
В основе формирования постоянных депутатских комитетов и комиссий на муниципальном уровне используются 2 правовых принципа:
1) отраслевой принцип
2) функциональный принцип
Исходя их отраслевого принципа, создаются к и к ведающие вопросами местного значения в отдельно взятых отраслях и сферах управления муниципальным хозяйством. В частности, в структуре Думы г. Томска по отраслевому принципу были образованы Комитет городского хозяйства, Комитет по градостроительтву, землепользованию и архитектуре, Комитет по делам молодежи и Комитет по социальным вопросам.
Учитывая функциональный принцип могут создаваться такие постоянные депутатские к и к, призванные выполнять специализированные ф-ии, охватывающие сразу несколько основных направлений работы представительного органа МО. Например, Комитет по бюджету, экономике и собственности, Постоянная комиссия по регламенту и правовым вопросам Думы г.Томска.
Независимо от своего профиля деятельности все сформированные постоянные депутатские комитеты и комиссии на муниципальном уровне обязаны выполнять возложенные на них 3 основные ф-ии:
· подготовительно-совещательная
· организаторско-исполнительная
· контрольная
Содержание подготовительно-совещательной ф-ии постоянных депутатских к и к выборного органа МСУ предполагает осуществление ими следующих своих общих полномочий:
1. Участие в разработке проектов МПА, местного бюджета и отчет об его исполнении, целевых программ и планов развития муниципального образования, подлежащие рассмотрению и утверждению представительным органом МО.
2. Право комитетов и комиссий в необходимых случаях ставить вопрос перед представительным органом МО о необходимости осуществления права законодательной инициативы в сфере МСУ соответствующим законодательным собранием субъектом РФ.
3. Возможность к и к инициировать вопрос перед представительным органом МСУ о назначении и проведении местного референдума, публичных слушаний и иных видов голосования по наиболее важным вопросам местного значения.
Реализация К и К организаторско-исполнительной ф-ии предполагает наличие у них таких основных или общих полномочий:
1. Право комитетов и комиссий давать по поручениям представительного органа МО официальное разъяснение смысла и содержания вынесенных им МПА.
2. К и К могут проводить совместно с главой МО и местной администрации различные совещания и иные мероприятия организационно-методического характера, направленные на обеспечение исполнения принятых решений представительного органа МСУ.
3. Сами к и к обязаны привлекать к своей работе общественные объединения граждан органы территориального общественного самоуправления по месту жительства именно в целях организации и исполнения вступивших в юр силу актов представительных органов МО.
Содержание контрольной ф-ии, выполняемой постоянными депутатскими к и к предполагает деятельность названных органов по осуществлению контрольных мероприятий, направленных на проверку исполнения принятых и введенных в действие решений представительного органа МО в работе главы МО и местной администрации.
К и К вправе самостоятельно организовывать и проводить депутатские проверки и расследования, рассматривать на своих заседаниях сообщения и отчеты о проделанной работе должностных лиц МСУ, давать поручения на проведение специальных контрольных мероприятий соответствующему контрольному органу МО, а также в случаях и в порядке, установленных уставом МО ставить вопрос перед представительным органом МО о привлечении виновных должностных лиц ОМСУ к установленной законом мерам ЮО, вплоть до принятия решения об удалении в отставку главы МО.
(2)
Наиболее подробно компетенция постоянных депутатских к и к регулируются специальными положениями об этих органов, утверждаемые актами представительного органа МО. Согласно положению о комитете по бюджету, экономике и собственности Думы г.Томска перед ним ставится необходимость реализации нескольких главных задач.
- участие в подготовке проектов МПА, регулирующих вопросы бюджетно-финансовой деятельности, распоряжения и управления муниципальным имуществом в г. Томске, в проекте городского бюджета и отчета об его исполнения, городских целевых программ и планов развития территории г. Томска;
- задача по осуществлению контроля за правильным формированием и исполнением городского бюджета, целевого использования по назначению выделенных бюджетных средств, правильным исполнением утвержденных городских целевых программ и планов развития муниципального хозяйства.
- задача по организации и исполнению вступивших в юр. силу МПА Думы г. Томска в сфере осуществления бюджетно-финансовой политики и регулировании имущественных отношений в г. Томске.
Учитывая эти задачи, возложенные на Комитет Думы г. Томска, он наделяется важнейшими конкретными полномочиями:
1) Подготовка проектов городских МПА, регулирующих вопросы местного налогообложения, бюджетного устройства и процесса в г. Томске, порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и организаций или установление арендных отношений и сдача в безвозмездное пользование объектов муниципальное имущества юр. лицам.
2) Внесение своих предложений и рекомендаций Думе г. Томска о возможности предоставления налоговых льгот, отсрочек, рассрочек и освобождение от уплаты местных налогов и сборов и иных обязательных платежей в городской бюджет в связи с обращениями ЮЛ.
3) Поддержка и развитие предпринимательской деятельности в г. Томске, а именно малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере осуществления научно-инновационной деятельности.
4) Выработка своих предложений и рекомендаций Думе г. Томска по совершенствованию схемы управления.
5) Контроль за правильным формированием и исполнением городского бюджета, утвержденных городских целевых программ и планов развития г. Томска, рационального и эффективного распоряжения имущественным комплексом, находящимся в муниципальной собственности на территории г. Томска.
Комиссия по регламентам и правовым вопросам Думы г. Томска. На неё возлагается реализация таких главных задач:
- разработка проекта Устава г. Томска и иным МПА, регулирующие вопросы организации и деятельности органов городского СУ
- правовой мониторинг за состоянием действующего законодательства о МСУ на территории г. Томска
- оказание организационно-методической и правовой помощи в деятельности других к и к Городской Думы по выполнению ими своих контрольных полномочий.
Исходя из этих задач, данный комитет Думы г. Томска наделяется следующими полномочиями:
· разработка положений, регламентирующих порядок и формы взаимодействия между Думой г. Томска, мэром и администрации г. Томска
· осуществление юр экспертизы и дача заключений на все проекты МПА, которые выносятся для утверждения в Думу г. Томска
· подготовка проектов официальных ответов Городской Думы Томска на протесты и представления Прокуратуры
· выдача своих заключений о возможности досрочного прекращения полномочий депутатами Думы г. Томска и необходимости их привлечения к установленным законом мерам административной и уголовной ответственности
· участие в работе согласительной комиссии, создаваемой Думой г. Томска
· проведение депутатских расследований по фактам серьезных нарушений действующего законодательства в деятельности руководителей ОМСУ
· организация учебы и повышение квалификации депутатов Думы г. Томска
(3)
Основной организационно-правовой формой деятельности постоянных депутатских к и к является проведение заседаний, которые должны происходить регулярно, но не реже примерно 1 раза в 2 недели. Внутри самих к и к существует определенное разделение труда, а именно есть должность председателя, его заместителя и секретаря. Председатель к или к в основном ведает такого рода вопросами:
1) созыв и ведение заседания
2) официальное представительство интересов возглавляемого к или к во взаимоотношениях с органами ГВ или МСУ
3) распределение обязанности и дача поручений другим членам к или к
4) контроль за исполнением вынесенных актов на заседаниях к или к
5) информирование выборного ОМСУ о состоянии дел, в вверенном ему к или к
Заместитель Председателя главным образом отвечает за отдельные направления работы к или к, либо в полном объеме выполняет обязанности председателя в случаях его отсутствия.
Секретарь обычно курирует вопросы организации и делопроизводства документооборота, составлением прокола заседания.
1) учет выполняемых поручений даваемых председателем к или к остальным членам
2) информирование председателя о поступающих в адрес к или к нормативных документов или материала
Само заседание постоянного депутатского к или к происходит по следующей схеме и включает в себя такие основные стадии:
1. открытие и утверждение повестки дня заседания
2. рассмотрение отчетов и сообщений
3. обсуждение вопросов
4. голосование
5. принятие актов.
По общему правилу считается, что заседание к или к является правомоченным, если на нем присутствует не менее половины от состава членов к или к с правом решающего голоса. После открытия заседания обычно по предложению Председателя ставится вопрос на голосование об утверждении внесенной предварительной повестки дня заседания. Затем работа к и к продолжается путем рассмотрения отчетов и сообщений, с которыми чаще всего выступают ДЛ местной администрации и руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций по чьему предложению были подготовлены соответствующие проекты МПА. В дальнейшем на заседании к или к по утвержденным вопросам повестки дня заседания выступают присутствующие члены постоянных депутатских к и к, которые излагают свою личную точку зрения по вопросам, затрагиваемым выступление докладчика. Иногда на заседаниях к или к могут параллельно рассматриваться результаты проведенных депутатами проверок или разрешаться различного рода внутриорганизационные и кадровые вопросы деятельности самого к или к.
Затем обычно происходит обсуждение вопросов, утвержденные повесткой дня заседания постоянного депутатского к или к и обмен мнениями между присутствующими депутатами. Сама процедура голосования всегда осуществляется только открытым путем и по итогам её проведения принимается 2 вида актов постоянных депутатских к или к (решение, заключение). По общему правилу считается. Что акты постоянных дкик вступают в свою юр силу, если за них проголосовало простое большинство от числа присутствующих на заседании членов с правом решающего голоса, затем они подлежат исполнению. Кроме того акты пдкик в основном носят рекомендательный характер за исключением тех случаев, когда комитетам и комиссиям были делегированы отдельные полномочия по тем или иным вопросам местного значения представительного органа МО. К остальным вспомогательным организационно-правовым формам работы пдкик следует отнести такие:
1) выступление с докладами и содокладами на сессиях (собраниях) выборного органа МСУ
2) проведение депутатской проверки и расследования
3) организация и проведение публичных слушаний
4) обобщение и распространение информационно-аналитических материалов и нормативных документов о работе представительного органа МО
В ходе осуществления возложенных на пдкик задачи и цели они наделяются рядом важнейших дополнительных полномочий:
- право беспрепятственно посещать и знакомиться с работой ОМСУ и муниципальных предприятий, учреждений, организаций
- право внесения депутатских обращений и запросов в ОГВ и МСУ
- право безотлагательного приема должностными лицами ОМСУ
- право требовать официальных объяснений от ДЛ ОМСУ по поводу нарушения ими актов действующего законодательства и инициирование вопросов о их привлечении к установленным законом мерам ЮО.