Особенности конструктивного исполнения вертолета Ка-50.
Ка-50 –боевой ударный вертолет предназначен для поражения бронетанковой и мотомеханизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя.
Работа по созданию вертолета была начата ОКБ Камова в 1977г. (конструктор Камов Н.И.). Первый полет опытного образца состоялся 17 июля 1982г. Серийное производство вертолета было начато в 1991г. на ОАО «Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина», которая до этого выпускала Ми-24. В 1995г. вертолет принят на вооружение армии России.
Ка-50 является одноместным двухдвигательным вертолетом соосной схемы с трехопорным убирающимся шасси.
Фюзеляж вертолета представляет собой единую неразъемную конструкцию, состоящую из отдельных отсеков. Два технологических разъема условно делят его на переднюю, заднюю и хвостовую части. Поперечное сечение мидельной части фюзеляжа прямоугольное. Фюзеляж не герметизирован. Основными конструкционными материалами фюзеляжа являются алюминиевые сплавы и полимерные композиты (органопластик, органоуглепластик и сотовый наполнитель). Композиционные материалы составляют до 30% от общей массы конструкции Ка-50.
В передней части фюзеляжа расположены носовой отсек и кабина летчика. Носовой отсек первых четырех опытных машин был закругленным с двумя раздельными штангами приемников воздушного давления (ПВД) и штангой датчиков углов атаки и скольжения (ДУАС). Начиная с В-80 №05 нос приобрел своеобразную "корабельную" форму с одной общей штангой для ПВД и ДУАС, что было вызвано необходимостью зарезервировать место для перспективной телевизионной системы. В носовом отсеке установлена аппаратура комплекса "Шквал-B" с обтекателем прибора управления в нижней части. Кабина летчика образована разнесенными листами стальной и алюминиевой брони. Кабина герметизирована. Дверь и правая створка кабины снабжены устройствами аварийного сброса, верхняя створка при катапультировании откидывается пиротехническим устройством. Стекла кабины имеют плоскую форму, что уменьшает бликообразование и заметность. Переднее и два боковых окна выполнены из бронестекла, дверь, правая и верхняя створки - из ориентированного оргстекла. Для визуального обзора задней полусферы в кабине над верхней створкой установлены зеркала заднего вида. В днище носового отсека имеется ниша, куда убирается передняя опора шасси. Створки для закрытия ниши не предусмотрены.
Средняя часть фюзеляжа включает отсеки топливных баков, средний отсек, отсек шасси, а также передний гаргрот. На среднем отсеке установлены мотогондолы двигателей. Над отсеком переднего топливного бака, расположенного за кабиной, смонтирован передний гаргрот с рулевой системой и элементами гидросистемы вертолета. Средний отсек является основным силовым элементом конструкции фюзеляжа. Здесь размещены два патронных ящика, с правой стороны смонтирована несъемная пушечная установка. На центроплане в среднем отсеке установлены подредукторные балки с кронштейнами для крепления двигателей и главного редуктора. К центроплану крепится крыло вертолета. В отсеке заднего топливного бака смонтированы кронштейны крепления промежуточных редукторов, вспомогательной силовой установки и вентилятора, а снаружи на боковых панелях - элементы конструкции основных опор шасси. Кроме топливного бака в отсеке находится аппаратура прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.
В мотогондолах расположены два двигателя ТВЗ-117ВМА, а между ними за кабиной пилота - главный и два промежуточных редуктора, вспомогательная силовая установка, вентилятор, гидроаккумуляторы, противопожарная система и другое оборудование.
Хвостовая часть фюзеляжа выполнена заодно с килем. В ней размещены блоки радиоэлектронного оборудования.
Фюзеляж имеет большое количество эксплуатационных люков, облегчающих техническое обслуживание машины. Осмотр систем оборудования и вооружения ведется непосредственно с земли, а силовой установки и несущей системы - с откидных панелей мотогондолы.
Крыло вертолета обеспечивает разгрузку несущего винта на больших скоростях полета и служит для подвески авиационных средств поражения, На нижней поверхности консолей крыла установлено по два пилона для подвески съемного вооружения или топливных баков, а на концах - по контейнеру с кассетами устройства УВ-26. Внутри крыла и пилонов смонтирована система подъема грузов. Крылья первых двух опытных машин, имевшие больший угол установки, были оснащены элеронами.
Оперение включает стабилизатор, киль, руль направления большой площади с аэродинамической компенсацией и два боковых киля. На руле направления первых опытных машин имелся еще один небольшой стабилизатор, так называемая "бабочка".
Шасси вертолета, колесное, убирающееся, имеет одну переднюю и две основные опоры. Самоориентирующаяся передняя опора со спаркой колес снабжена устройством для их установки в линию полета после взлета. На амортизационной стойке установлен демпфер шимми. Опоры шасси убираются назад по полету в ниши фюзеляжа, стойки основных опор при этом закрываются створками. В выпущенном положении опоры удерживаются цанговыми замками, в убранном - механическими. В случае несрабатывания замков они могут быть открыты вручную наземным персоналом при зависании вертолета на малой высоте - для этого служит специальная скоба ручного открытия, закрепленная в зажиме на нижней части фюзеляжа. В амортизационных стойках всех опор шасси установлены демпферы колебаний типа "земной резонанс".
Силовая установка .
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117ВМА, трансмиссии, а также систем и устройств, обеспечивающих работу двигателей и безопасность полета вертолета.
Двигатель ТВ3-117ВМА является одной из модификаций семейства ГТД ТВ3-117, хорошо зарекомендовавших себя на вертолетах Ми-8МТ, Ми-14, Ми-24, Ка-27 и других. Крутящий момент от свободной турбины передается на промежуточный редуктор, а с него - на главный. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме 2200л.с. Отсеки основных двигателей и двигателя вспомогательной силовой установки отделены от смежных отсеков противопожарными перегородками. Охлаждение генераторов и радиаторов маслосистем двигателей, редукторов, а также радиатора системы кондиционирования обеспечивается вентилятором, который приводится во вращение от задней коробки приводов главного редуктора. Синхронизация мощностей обоих двигателей осуществляется системой, принцип действия которой основан на сравнении давления воздуха за компрессорами двигателей в синхронизаторах мощности и корректировке подачи топлива в зависимости от разности этих давлений. Двигатели оборудованы пылезащитными устройствами центробежного типа (ПЗУ), а также экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), смешивающими атмосферный воздух с выхлопными газами и экранирующими горячие детали двигателей для снижения заметности вертолета в ИК-диапазоне. Каждый двигатель имеет автономную масляную систему, обеспечивающую смазку и отвод тепла от подшипников всех опор, приводов и зубчатых передач двигателей.
Трансмиссия включает главный и два промежуточных редуктора и предназначена для передачи мощности основных двигателей на несущие винты с изменением частоты вращения. Каждый промежуточный редуктор соединен со свободной турбиной соответствующего двигателя непосредственно, а с главным редуктором - соединительным валом. Для раздельного запуска двигателей, полета на одном работающем двигателе или в режиме авторотации в главном редукторе предусмотрены муфты свободного хода, посредством которых один или оба двигателя отключаются от главного редуктора. На главном редукторе имеются передняя и задняя коробки приводов, на которых установлены агрегаты вертолетных систем и тормоз несущего винта. Смазка главного редуктора и коробок приводов, а также промежуточных редукторов осуществляется автономными маслосистемами.
Бортовая вспомогательная силовая установка (ВСУ) служит источником сжатого воздуха для турбопривода и системы запуска основных двигателей ТВ3-117ВМА. Она включает газотурбинный двигатель АИ-9В и воздухопривод. Турбопривод обеспечивает проверку работоспособности вертолетных систем без запуска основных двигателей в процессе технического обслуживания вертолета. При работающем турбоприводе приводятся в действие бортовые генераторы, гидронасос общей гидросистемы и маслонасос.
Несущая система состоит из двух соосных трехлопастных несущих винтов и агрегатов управления лопастями винтов. Верхний винт (при виде сверху) вращается по часовой стрелке, нижний - против. Втулки несущих винтов бесшарнирные; лопасти крепятся к ним с помощью торсионов. Лонжероны лопастей представляют собой пустотелые балки переменного сечения с промежуточной стенкой. Материал - стеклоуглепластик. К задней части лонжерона приклеена хвостовая секция, обшивка и торцевые нервюры которой выполнены из оргалита, сотовый наполнитель - из полимерсотопластика. Законцовка лопасти стреловидная. Угол стреловидности 33°. Для аэродинамической регулировки лопастей служат триммеры. Лопасти винтов оборудованы пиротехническими устройствами для отстрела при катапультировании. Они сохраняют конструкционную стойкость при поражении пулями калибра 12,7мм и осколками снарядов калибра 20мм.
Топливная система вертолета включает два основных и четыре подвесных топливных бака. Основные баки, передний и задний, являются расходными. Из переднего бака топливо подается в левый двигатель, из заднего - в правый и двигатель вспомогательной силовой установки. Основные баки соединены трубопроводом кольцевания. В случае отказа одного из двигателей во второй подается топливо из обоих баков, а при отказе насосов подкачки в одном из баков в оба двигателя поступает топливо из второго основного бака. Основные топливные баки мягкие, изготовлены из керосиностойкой резины и ткани. Днища и стенки баков на две трети высоты протектированы слоем натурального каучука. Для предотвращения взрыва топлива в случае поражения бака он заполнен пенополиуретановым эластичным открытопористым наполнителем.
Подвесные баки установлены на крыльевых балочных держателях. Они соединены с основными баками трубопроводами: правые - с передним, левые - с задним. По мере расходования топлива из основных баков они пополняются из подвесных. Подвесные баки имеют сигарообразную форму, изготовлены из листов алюминиевого сплава.
Общее оборудование
Гидравлическая система включает общую и основную гидросистемы.
Общая гидросистема используется для подачи рабочей жидкости в тормозные камеры колес основных опор шасси, гидроцилиндры уборки-выпуска шасси и агрегаты управления пушечной установкой. При выходе из строя основной гидросистемы общая гидросистема обеспечивает работу блока рулевых приводов.
Основная гидросистема приводит в действие блок рулевых приводов, а при отказе общей гидросистемы обеспечивает аварийный выпуск шасси. Гидронасос основной системы установлен на левой передней коробке приводов главного редуктора, а гидронасос общей системы - на задней коробке приводов. Оба гидронасоса работают при вращении винтов как на моторном режиме, так и на режиме авторотации, а гидронасос общей системы - еще и при включенной бортовой ВСУ.
Система управления вертолетом включает системы продольного, поперечного, путевого управления и управления общим шагом винтов. Гидравлические рулевые приводы объединены в блок рулевых приводов, которые могут работать не только в режиме необратимой системы ручного управления, но и в режиме комбинированного управления, т.е. сочетания ручного управления со стабилизацией от автопилота вертолета. В системе управления установлены триммерные механизмы, имеется также устройство, увеличивающее нагрузку на рычаги управления при опасном сближении лопастей несущих винтов. Тяги системы управления выполнены из алюминиевых труб.
Средства пожарной сигнализации и пожаротушения установлены в отсеках двигателей, вспомогательной силовой установки, гидроагрегатов и вентилятора. Система пожаротушения двухочередная: первая включается автоматически по сигналу от датчиков пожарной сигнализации, вторая - вручную, если пожар не ликвидирован.
Система кондиционирования воздуха предназначена для обдува остекления, охлаждения и обогрева кабины летчика, создания в ней избыточного давления, а также для обогрева аккумуляторного отсека. В системе используется воздух, отбираемый от последней ступени компрессора каждого двигателя. Давление в кабине регулируется автоматически в пределах 130+70 мм вод.ст. Для вентиляции рабочего места летчика в правом верхнем углу фонаря установлено приточное вентиляционное устройство, управляемое вручную. Кроме того, имеется вентилятор. Охлаждение системы "Шквал-В" осуществляется воздухом, поступающим из системы кондиционирования, а блоков в приборных отсеках - забортным воздухом, нагнетаемым вентиляторами.
Кислородное оборудование обеспечивает снабжение летчика кислородом на высотах до 6км. В комплект входят блок кислородного питания и кислородная маска со шлангом, а также летный противогаз. Емкость баллона 2л, продолжительность использования 1,5 ч.
Противообледенительная система служит для предотвращения обледенения наиболее важных агрегатов вертолета. Для обогрева воздухозаборников и пылезащитных устройств двигателей используется горячий воздух, отбираемый за компрессорами основных двигателей. Обогрев лопастей несущих винтов, лобового стекла, приемников воздушного давления, датчиков углов атаки и скольжения, часов и визуального указателя обледенения - электрический. Кроме того, лобовое стекло кабины и защитное стекло комплекса "Шквал-В" оборудованы системами омывания и стеклоочистителями. Наличие и толщина льда определяются визуально, как днем, так и ночью, по рискам указателя, установленного на панели носового отсека.
Система аварийного покидания предназначена для спасения летчика в аварийной ситуации как катапультированием, так и с помощью парашюта. Система аварийного покидания включает в себя ракетно-парашютную систему К-37-800, систему отстрела лопастей несущих винтов, систему открытия верхней створки фонаря и систему управления.
Приняв решение покинуть машину с помощью парашюта, летчик должен повернуть ручку аварийного отделения. При этом плечевые ремни перерезаются и он вместе с блоком жизнеобеспечения покидает вертолет через проем двери кабины. В случае катапультирования летчик должен взяться за поручни катапультирования одной или двумя руками и потянуть их вверх на себя. При этом притягиваются плечевые ремни, происходит отстрел лопастей несущих винтов и срабатывает механизм открытия верхней створки. После открытия створки запускается буксировочный двигатель, который вытягивает за собой буксировочный фал. При определенном натяжении фала включается вторая ступень двигателя, переходящего на режим большой тяги. Фал приводит в движение спинку кресла, которая перемещается по направляющим в виде двух криволинейных рельсов, и телескопическую штангу. При ходе спинки более 670мм система "летчик+спинка+блок жизнеобеспечения" отсоединяется от штанги, сходит с направляющих и отделяется от кабины вертолета. При ходе спинки 1400мм перерезаются привязные ремни, спинка отделяется, происходят расчековка клапанов парашютной системы и ввод парашюта. Буксировочный двигатель переходит на режим малой тяги, буксировочный фал отсоединяется от подвесной системы летчика. Раскрытие парашюта дублируется прибором ППК-У-240. Поддержание жизнедеятельности летчика после приземления или приводнения и подача сигналов с места нахождения обеспечиваются средствами носимого аварийного запаса.
На сегодняшний день вертолет Ка-50 является единственным в мире серийным вертолетом, оборудованным системой аварийного покидания.
Система транспортирования грузов (до 3 т) на внешней подвеске предназначена для расширения транспортных возможностей вертолета в условиях автономного базирования. Силовая часть подвески смонтирована в нише под средним отсеком фюзеляжа справа от оси симметрии вертолета. В систему внешней подвески включен трос длиной 20м. Для транспортировки агрегатов вооружения и средств наземного обслуживания используются контейнеры, которые перевозятся на крыльевых держателях и на системе внешней подвески вертолета.
Аппаратура бортового комплекса обороны.
Аппаратура лазерной разведки Л-140 "Отклик" предназначена для обнаружения и идентификации лазерных средств наведения и дальнометрии противника. При воздействии на вертолет лазерного или радиолокационного облучения от наземных или воздушных источников речевой информатор выдает сигнал предупреждения летчику и на специальном табло в кабине индицируется тип источника облучения и направление на него.
Устройство выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей УВ-26 представляет собой контейнеры с кассетами 26-мм помеховых патронов, размещенные на концах крыльев. Отстрел патронов производится по оперативно вводимой программе.
Вооружение.
Комплекс вооружения вертолета включает системы стрелково-пушечного, бомбардировочного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения.
Стрелково-пушечное вооружение представляет собой несъемную подвижную пушечную установку НППУ-80, обеспечивающую ведение огня из 30-мм автоматической пушки 2А42 по воздушным, наземным и надводным целям. Привод установки гидравлический, от общей гидросистемы вертолета. Максимальные углы отклонения пушки по горизонтали - 2°30'... +9°, по вертикали +3°30' ... -37°. Стрельбу можно вести как из подвижной пушки (прицеливание - с помощью комплекса "Шквал-В"), так и из неподвижной (прицеливание - по индикатору на лобовом стекле). Установка расположена на правом борту вертолета вблизи его центра масс, что уменьшает влияние отдачи пушки на конструкцию и обеспечивает высокую точность стрельбы. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в канале ствола. Питание пушки ленточное, двухстороннее. Боекомплект укладывается в два патронных ящика: передний, на 230 патронов, для бронебойно-трассирующих снарядов и задний, на 230 патронов, для осколочно-фугасно-зажигательных снарядов, что облегчает выбор необходимого типа боеприпаса. Системой управления регулируются темпы ведения огня: быстрый (550-600 выстр./мин) или медленный (350 выстр./мин) - с автоматической отсечкой длины очереди (по 20 или по 10 снарядов). На внутренние крыльевые держатели могут быть подвешены контейнеры УПК-23-250, в каждом из которых размещается неподвижная 23-мм пушка ГШ-23Л с боекомплектом 250 патронов. Хотя эта пушка и уступает 2А42 в эффективности стрельбы по наземным целям, но благодаря более высокой скорострельности (до 3400 выстр./мин) может успешно применяться для стрельбы по маневренным целям.
Бомбардировочное вооружение устанавливается на четырех балочных держателях БДЗ-УВ на крыльевых пилонах. Держатели имеют съемные замки и встроенную систему подъема грузов с ручными лебедками, обеспечивающую подвеску агрегатов вооружения, средств поражения и топливных баков массой до 500кг без применения аэродромных подъемных устройств. Контейнер мелких грузов КМГУ предназначен для размещения и серийного выбрасывания восьми блоков БКФ с осколочными, фугасными, зажигательными или противотанковыми бомбами малого калибра или авиационными минами. На вертолет может подвешиваться четыре контейнера.
Управляемое ракетное оружие включает до 12 ПТУР 9А4172 "Вихрь" с лазерной системой наведения. Управляемая ракета "Вихрь" запускается с подвижных пусковых установок УПП-800, которые крепятся на крайние точки подвески, на каждое устанавливается по 6 ПТУР. Для обеспечения пуска ракет и "встреливания" ПТУР в поле зрения ОПС без изменения высоты полета предусмотрено отклонение УПП-800 вниз на угол до 12°.
Система неуправляемого ракетного вооружения состоит из четырех блоков НАР Б-8В20А или Б-13Л5; в каждый блок Б-8В20А может быть заряжено по двадцать 80-мм неуправляемых ракет С-8 различных модификаций с разными боевыми частями (кумулятивными, проникающими, осколочно-фугасными, осветительными, со стреловидными поражающими элементами и другими), а в Б13Л5 - по пять 122-мм неуправляемых ракет С-13 с проникающими, кумулятивными или фугасными боевыми частями. Пуски НАР из Б-8В20А ведутся одновременно из двух блоков на внутренних или внешних точках подвески, по 10 (из Б-13Л5 по 5), по 5 (из Б-13Л5 по 2) или по одной ракете из каждого блока.
Алгоритмы боевого применения.
Наиболее сложными этапами решения боевых задач являются поиск цели и применение оружия. Поиск целей для Ка-50 осуществляется с помощью внешнего целеуказания, которое может выдаваться специальным вертолетом-разведчиком, однотипным вертолетом, боевой машиной авиационного наводчика, а также другими авиационными или наземными средствами. После получения сигнала целеуказания бортовой комплекс отрабатывает направление на цель и расстояние до нее с последующим выводом этих параметров на ИЛС и пилотажно-навигационный прибор. Летчик может вывести вертолет на цель в директорном режиме, т.е. по командам приборов, или в автоматическом режиме, когда его задача сводится только к тому, чтобы избежать столкновения с внезапно появляющимися наземными препятствиями. При подлете к цели линия визирования телевизионной системы комплекса "Шквал-В" автоматически отстраивается в расчетную точку появления цели.
Автономный поиск цели может вестись визуально или в режиме сканирования комплекса "Шквал-В". При визуальном обнаружении цели пилот с помощью нашлемной системы целеуказания ориентирует линию визирования комплекса "Шквал-В" в направлении цели и, переключив поле зрения с широкого на узкое (имеющее большее увеличение), производит ее распознавание. В режиме сканирования летчик, обнаружив цель, переключает поле зрения. После определения принадлежности цели противнику летчик принимает решение атаковать и выбирает оружие. При выборе ПТУР или подвижной пушки летчик кнюппелем на ручке управления вертолетом и переключателем на рычаге "шаг-газ" корректирует положение и размер прицельной марки на ИТ-23МВ так, чтобы она лежала на цели, а цель занимала примерно 3/4 ее площади, затем нажимает кнопку "захват" на рычаге "шаг-газ". При этом происходит измерение лазерным дальномером дальности до цели. Телевизионный автомат запоминает ее образ и обеспечивает дальнейшее сопровождение. (В случае выбора ПТУР производится отработка устройством УПП-800 угла места цели.) При достижении разрешенной дальности на ИЛС и ИТ-23МВ появляются сигналы, разрешающие открытие огня. В случае, когда дальность мала и возможно поражение собственного вертолета осколками своего же оружия, появляются сигналы запрета стрельбы.
Если летчик решил применить ПТУР, то необходимо обеспечить встреливание ракеты в поле зрения ОПС. Пилотированием вертолета он должен совместить на ИЛС символы линии визирования комплекса "Шквал-В" и зоны пуска. Если этого не происходит, то срабатывает блокировка и сигнал разрешения пуска ракеты не индицируется. После пуска ПТУР летчик должен пилотировать вертолет в допустимых пределах углов отклонения линии визирования комплекса "Шквал-В". Если телеавтомат по какой-либо причине "потерял" цель, то имеется возможность кнюппелем скорректировать положение прицельной марки на цели и вновь "отдать" ее на сопровождение телеавтомату. После окончания полета ПТУР линия визирования комплекса "Шквал"-В и УПП-800 автоматически возвращаются в нулевое положение.
Приняв решение применить подвижную пушку, летчик выбирает нужный тип боеприпаса, темп стрельбы и длину очереди. Если стрельба ведется в автоматическом режиме СУО, то при выборе подвижной пушки темп будет малым, а очередь короткой, а при выборе неподвижной пушки темп - большим, очередь - длинной, так как именно в этих режимах обеспечивается оптимальное соотношение эффективности стрельбы и расхода боеприпасов. Во время стрельбы из подвижной пушки сопровождение цели с учетом баллистических поправок осуществляет телеавтомат, возможна также коррекция летчика с помощью кнюппеля положения прицельной марки на цели. Вертолет должен пилотироваться в пределах углов отклонения пушки, индицируемых на ИЛС и ИТ-23МВ.
При стрельбе из неподвижной пушки и пусках НАР после распознавания цели и измерения дальности до нее прицеливание осуществляется по прицельной марке на ИЛС. Необходимые поправки вносятся автоматически.
На Ка-50 предусмотрены режимы применения оружия в случае отказа отдельных его элементов. Стрельба из неподвижной пушки и пуск НАР могут производиться при полном отказе комплекса по прицельной сетке на ИЛС.
Летно-технические характеристики вертолета Ка-50.
Основные характеристики Ка-50 | |
Масса, кг: | |
пустого | |
нормальная взлетная | |
максимальная взлетная | |
Длина, м | 13,5 |
Высота, м | 4,9 |
Размах крыла, м | 7,3 |
Диаметр несущих винтов, м | 14,5 |
Количество лопастей, шт | 2 х 3 |
Скорость, км/ч | |
крейсерская | |
максимальная | |
Скороподъемность, м/сек | |
максимальная | |
вертикальная | |
Потолок, м | |
практический | |
статический с влиянием земли | |
статический без влияния земли | |
Дальность полета, км | |
Дальность полета с дополнительными баками, км | |
Емкость внутренних баков, л (кг) | 1850 (1487) |
Емкость подвесных баков, л (кг) | 4 х 540 (4 х 433) |
Экипаж, чел. | |
Силовая установка | |
Двигатели | 2 ТВлД ТВ3-117ВМA |
Мощность, л.с. (кВт): | |
взлетный режим | 2400 (1765) |
чрезвычайный режим | 2200 (1618) |
крейсерский режим | 1500 (1103) |
Вооружение | |
Пушка, калибр(мм)/боекомплект | 2А42 (30)/460шт |
Применяемы боеприпасы, тип | бронебойный, осколочно-фугасно-зажигательный |
Прицельная дальность стрельбы, м | |
Питание пушки | селективное |
ПТУР | «Вихрь» |
Боевая часть | комбинированная:кумулятивно-осколочно-фугасная с лидирующим кумулятивным зарядом |
Количество, шт | |
Дальность пуска, м | 400-10000 |
Бронепробиваемость за динамической защитой, мм | |
Дополнительное вооружение | блоки НАР Б-8В20А, Б-13Л5, контейнеры УПК-23-250, ФАБ-250, ФАБ-500, контейнеры КМГУ |
3. Особенности конструктивного исполнения вертолета АН-64 «Арасhе»
AH-64 Apache является первым армейским боевым вертолетом, разработанным с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток, в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возвращения в строй. Вертолет "Апач" проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа "вести бой и выжить"). Прототип вертолета совершил первый полет 30 сентября 1975 года; первые три предсерийных образца были переданы армии США для проведения испытаний в июне 1979 года, в Декабре 1994 года был изготовлен последний из 811 заказанных вертолетов этого типа.
Конструкция.
Конструктивно вертолет АН-64А выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, среднерасположенным крылом небольшого размаха и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом.
Фюзеляж вертолета выполнен из алюминиевых сплавов, само-летного типа с относительно малым поперечным сечением, что обеспечивает снижение эффективной площади рассеивания. Двухместная кабина экипажа находится в передней части. Кресла в ней установлены по схеме "тандем", на переднем размещается стрелок-оператор, а на заднем, приподнятом на 0,48 м для улучшения обзора, - летчик. Броня, защищающая кабину снизу и с боков, а также броневая перегородка между креслами изготовлены из композиционного материала кевлар. В кабине стрелка-оператора, кроме панели выбора оружия и управления им, имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки. Наряду с двухдвигательной силовой установкой и дублированной системой управления вертолетом это существенно повышает живучесть вертолета в бою. Вертолет имеет снабженное автоматическими закрылками среднерасположенное крыло с размахом 5,23 м. Под крылом есть четыре узла подвески вооружения, при этом пилоны с подвешенными на них ракетами могут поворачиваться на угол 5° вверх и до 28° вниз.