Этап 2. Определения сравнительной ценности продукции

Этап 1. Определения ожиданий потребителей

Ожидания потребителей на этом этапе были установлены с применением «мозговой атаки» и приведены (см. рис. 3) в «комнате» (субтаблице 1) «дома качества».

Рисунок 3. «Дом качества», разработанный при планировании качества эмали ПФ-115 белого цвета

На этом этапе был рассмотрен вопрос о том, что является наиболее важным для потребителей. В частности, было установлено следующее описание потребностей:

· блеск;

· чистый белый цвет;

· малый расход;

· долговечность покрытия;

· хорошее высыхание;

· отсутствие трещин, пузырей и т. п.;

· неизменность цвета во времени.

Поскольку все эти ожидания имеют одинаковую важность для потребителей то на рис. 3 приведены их весовые коэффициенты (множители) по пятибалльной шкале, а именно: 5 — очень ценно; 4 — ценно; 3 — менее ценно, но хорошо бы иметь; 2 — не очень ценно; 1 — не представляет ценности.

Например (см. рис. 3), ожидание «блеск» получило оценку в виде весового коэффициента 4, так как оно является ценным, а ожидание «малый расход» — оценку 5, так как оно имеет большую ценность.

На этом этапе выпускаемая фирмой продукция (эмаль ПФ-115 белого цвета) сравнивается с одним или несколькими лучшими видами конкурирующей продукции. В результате достигается понимание того, насколько производимая нами продукция является совершенной при сравнении с лучшими аналогами конкурирующих фирм. В этом случае также используется пятибалльная шкала от «отлично» до «плохо», а именно:

5 — отлично;

4 — хорошо;

3 —удовлетворительно (в основном соответствует);

2 — не очень удовлетворительно (соответствует отчасти);

1 — плохо (не соответствует ожиданиям).

Результаты такого сравнения представлены в субтаблице 2 (очередной «комнате» матрицы «дома качества» на рис. 3). Видно, что наша эмаль ПФ-115 белого цвета может рассматриваться как обладающая удовлетворительным «чистым белым цветом» и по этому ожиданию потребителей опережает эмаль конкурирующего завода. С другой стороны, эмаль ПФ-115 белого цвета конкурента имеет меньший расход, покрытие лучше блестит, на нем меньше трещин, пузырей, а цвет более стабилен во времени.

Изложенное выше сразу указывает на потенциальные возможности усовершенствования продукции.