Противокристализационные (ПВК) жидкости. Марки, составы, технология применения.

При наличии в топливе свободной воды переохлажденной при низких температурах может вызвать обледенение фильтров, в результате чего нарушается или даже прекращается подача топлива в камеру сгорания. Поэтому в топливо вводятся присадки образующие со свободной водой растворы, незамерзающие при самых низких возможных температурах эксплуатации. В качестве присадок, предотвращающих образование кристаллов льда в авиационных топливах, исследованы спирты, эфиры и другие жидкости, имеющие в своей молекулярной структуре ОН группу, с которой взаимодействует вода. Широкое применение нашли жидкости: этилцеллозольв (жидкость И), тетрагидрофурфуриловый спирт (жидкость ТГФ) и метанол (жидкость М). Добавление этих присадок в топливо позволяет резко понизить температуру, при которой в топливе образуются кристаллы льда.

В промышленности этилцеллозольв получают на специальных установках по следующей схеме:

окись этилена + этиловый спирт = моноэтиловый эфир этиленгликоля (этилцеллозольв).

По внешнему виду это бесцветная прозрачная жидкость со слабым эфирным запахом, плотностью ρ420 = 0,930…0,953 и коэффициентом преломления nD20= 1,4070…1,4090. Выкипает данная жидкость в температурном пределе 128 – 138°С. Она гигроскопична. Если в ее составе содержится более 2% воды, то при введении в топливо она расслаивается с ним. Предельно допустимое содержание воды в жидкости 0,5% (по объему). Этилцеллозольв обладает слабыми наркотическими и раздражающими свойствами, низкой летучестью.

ТГФ представляет собой бесцветную или со слабо-желтым оттенком жидкость плотностью ρ420 =1,05…1,06 и коэффициентом преломления nD20=1,450…1,454. Жидкость гигроскопична. При содержании в ней воды более 1% (по объему) происходит расслаивание с топливом. Предельно допустимое содержание воды в жидкости 0,25% (по массе). По своим свойствам и механизму действия, по предупреждению кристаллообразования в авиатопливах жидкость ТГФ идентична жидкости И, поэтому они взаимозаменяемы.

Количество жидкости И или ТГФ, добавляемое к топливам, зависит от температуры наружного воздуха в порту заправки самолета, типа самолета и продолжительности полета и регламентируется соответствующими инструкциями Министерства гражданской авиации в количествах от 0,1 до 0,2% (по объему).

В настоящее время в качестве противокристаллообразующих присадок используются жидкости И-М, которые представляют собой жидкости И и М, смешанные в пропорции 1 : 1 (по массе). Использование этих жидкостей обусловливается их лучшей растворимостью в топливе. К тому же плотность присадки И-М ρ420=0,858…0,866 близка к плотности керосина, что способствует стабильности раствора. При дозировании в топливо жидкости И-М в количестве 0,1 – 0,2% возможно понижение температуры вспышки топлива на 8 – 12°С, что не считается браковочным признаком. Ранее допускалась концентрация ПВК жидкостей до 0,3%, однако в процессе эксплуатации выявились случаи взаимодействия водных растворов ПВК жидкостей с материалами фильтроэлементов наземных складов ГСМ и некоторыми другими конструкционными материалами.

Жидкость И-М является токсичным (3 класс опасности) и взрывопожароопасным материалом. Опасность представляет не только сама жидкость, но ее пары. Поэтому при работе с ней должны соблюдаться повышенные меры безопасности.

Смешение противокристаллизующей присадки с топливом производится на складах с помощью специальных дозаторов. Перед введением присадки топливо отстаивается, проходит фильтры тонкой очистки и фильтры-водоотделители. Добавление присадки непосредственно в баки самолета запрещается.