Задачи, решаемые в процессе организации научного исследования. Актуальность научного исследования.

Планирование научного исследования, его логическая структура.

Планирование психологического исследования:

1. Изучение состояния проблемы, литературный обзор. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез.

3. Разработка программы исследования: определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4. Сбор данных. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Логическая структура исследования.

Первый этап — от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы.

Второй - исследовательский этап работы

Заключительный этап исследования. Включает апробацию, оформление работы и внедрение результатов в практику.

Логическую структуру исследовании можно представить так: проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования — отбор методов — проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода.

 

Решаемые задачи:

1. Актуальность исследования.

2. Работа с литературой.

3. Программа исследования.

4. Цели и задачи исследования.

5. Выдвижение гипотез.

6. Определение выборки.

7. Выбор методов и методик.

Актуальность исследования.

1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.

2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширять теорию и сферу ее применения.

3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, адаптации и тому подобное.

5. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций.

 

5. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.

Объект- то, на что направлен процесс познания. Объект может быть описан как в терминах явления, процесса (социальная перцепция, конфликт, взаимодействие, отношения), так и в терминах носителей этого изучаемого явления (подростки, студенты, руководители).

Предмет - наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению

Цель исследования - желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным, практическим или прикладным

Определение задач - выбор путей и средств достижения цели исследования

Основные виды целей психологического исследования:

– определение характеристик явления;

– выявление взаимосвязи психических явлений;

– изучение возрастной динамики явления;

– описание нового феномена, эффекта;

– открытие новой природы явления;

– обобщение (выведение более общих закономерностей, чем описано в литературе к настоящему времени);

– создание классификаций, типологий;

– создание методики;

– адаптация психодиагностической методики.