Задачи, решаемые в процессе организации научного исследования. Актуальность научного исследования.
Планирование научного исследования, его логическая структура.
Планирование психологического исследования:
1. Изучение состояния проблемы, литературный обзор. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез.
3. Разработка программы исследования: определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4. Сбор данных. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Логическая структура исследования.
Первый этап — от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы.
Второй - исследовательский этап работы
Заключительный этап исследования. Включает апробацию, оформление работы и внедрение результатов в практику.
Логическую структуру исследовании можно представить так: проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования — отбор методов — проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода.
Решаемые задачи:
1. Актуальность исследования.
2. Работа с литературой.
3. Программа исследования.
4. Цели и задачи исследования.
5. Выдвижение гипотез.
6. Определение выборки.
7. Выбор методов и методик.
Актуальность исследования.
1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.
2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширять теорию и сферу ее применения.
3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.
4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, адаптации и тому подобное.
5. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций.
5. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.
Объект- то, на что направлен процесс познания. Объект может быть описан как в терминах явления, процесса (социальная перцепция, конфликт, взаимодействие, отношения), так и в терминах носителей этого изучаемого явления (подростки, студенты, руководители).
Предмет - наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению
Цель исследования - желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным, практическим или прикладным
Определение задач - выбор путей и средств достижения цели исследования
Основные виды целей психологического исследования:
– определение характеристик явления;
– выявление взаимосвязи психических явлений;
– изучение возрастной динамики явления;
– описание нового феномена, эффекта;
– открытие новой природы явления;
– обобщение (выведение более общих закономерностей, чем описано в литературе к настоящему времени);
– создание классификаций, типологий;
– создание методики;
– адаптация психодиагностической методики.