Антифрикционные смазки

Ассортимент пластичных смазок

На воздушных судах ГА используется широкий ассортимент антифрикционных пластичных смазок. Они служат для уменьшения трения и износа в узлах управления ВС и двигателем, в узлах крепления шасси и в механизмах его уборки, в подшипниках колес и различных электроагрегатов, в механизмах спецоборудования н приборов.

Рассмотрим краткие характеристики некоторых из них. ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 – 74) – маловязкое вазелиновое приборное масло МВП, загущенное литиевым мылом стеариновой кислоты (стеаратом лития), содержит антиокислительную и стабилизирующую присадку дифениламин. Диапазон рабочих температур этой смазки – от минус 60 до плюс 90°С; температура кап-лспадения – не менее 170°С, пенетрация при 25°С – 270...320. Смазка склонна к синерезису, поэтому ее нужно хранить в прохладном помещении в мелкой таре, чтобы масло не выжималось под аавлением вышележащих ее слоев (обычная расфасовка и» 850 г).

ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773 – 73) – трансформаторное масло. загущенное стеаратом лития с добавлением технического саломаса и осерненных нафтеновых кислот. Содержит также противозадирную присадку трифеннлфосфат. Работоспособно при температурах от минус 50 до плюс 100°С, используется в трибосопряжениях с высокими удельными нагрузками (узлы трения шасси). Температура каплепадения – не ниже 150°С.

ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433 – 80) – кремнийорганическая жидкость, загущенная стеаратом и ацетатом кальция (комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот). Смазка применяется в узлах трения, расположенных в горячей зоне вблизи двигателей (например, в подшипниках редуктора стартер-генератора, в подшипниках системы управления). Температура каплепадення – не ниже 200°С.

ВНИИ НП-220 (ТУ 38 101475 – 74) – кремнийорганнческая жидкость ПЭС-С-2, загущенная комплексным мылом стеарата и ацетата кальция с добавлением дисульфида молибдена; содержит присадку дифениламин. Используется для подшипников качения с частотой вращения до 6000 мин-', работоспособна при температурах от минус 60 до плюс 150°С.

ВНИИ НП-231 (ОСТ 3801ПЗ – 76) – кремнийорганическая жидкость ПЭС-С-2, загущенная техническим углеродом марки ДГ-100. Работоспособна при температурах от минус 60 до плюс 250°С.

ВНИИ НП-242 (ГОСТ 20421 – 75) – индустриальное масло, загущенное стеаратом лития, содержит дисульфид молибдена и присадку дифениламин. Используется в тяжелонагруженпых узлах трения, работоспособно при температурах от минус 30 до плюс 110°С.

ВНИИ НП-246 (ГОСТ 18852 – 73) – кремнийорганическая жидкость, загущенная фталоцианиновым пигментом. Работоспособна при температурах от минус 60 до плюс 2SO°C и в вакууме до 1.33.10-4 Па.

Сапфир ВНИИ НП-261 (ТУ 38 401341 – 81) – смесь минерального масла и пентаэритритового эфира, загущенная смешанным загустителем – комплексным кальциевым мылом и фталоцианиновым пигментом. Предназначена для подшипников колес шасси,. работоспособна при температурах от минус 55 до плюс 200°С.

Свинцоль-02 (ТУ 38 101578 – 76) – смазка ЦИАТИМ-203 с добавлением порошка свинца. Используется в тяжелонагруженных узлах трения, работоспособна при температурах от минус 50 до плюс 100°С.

Смазка № 9 (ТУ 38 001116 – 73) – масло МВП, загущенное стеаратом бария и стеаратом свинца. Используется при больших нагрузках при качении и скольжении металлов, работоспособна при температурах от минус 60 до плюс 80°С;

Эра (ВНИИ НП-286 М) ТУ 38 101950 – 83 – синтетическое углеводородное масло, загущенное литиевым мылом. В перспективе должно стать основной авиационной смазкой общего назначения, заменив ЦИАТИМ-201 и частично ЦИАТИМ-203, ОКБ-122-7. Не оказывает вредного воздействия на резиновые технические изделия, работоспособно при температурах от минус 60 до плюс 120°С. Предназначено для узлов трения системы управления ВС, в редукторах электромеханизмов силовых приводов механизации крыла и др.

Атланта (ВНИИ НП-254) ТУ 38 40146 – 83 – смесь синтетического углеводородного масла и сложных эфиров, загущенная литиевым мылом. Содержит комплекс металлоплакирующих добавок, придающих ей высокие противозадирные свойства. Работоспособна при температурах от минус 60 до плюс 150°С. Предназначена для особо тяжелонагруженных узлов скольжения с контактными давлениями 150...250 МПа. Ее применяют в шарниро-бол-товых соединениях шасси самолетов, зубчатых и винтовых передачах.

СЭДА (ТУ 38 401320 – 80) разработана взамен смазок ВНИИ НП-207, ВНИИ НП-281, ЦИАТИМ-221, ОКБ-172-7 для подшипников электроагрегатов.

Графитная смазка БВН-1 (ГОСТ 5656 – 60) – минеральное масло, загущенное коллоидным графитом с добавлением порошка ГОИ-54. Используется для смазки сопрягаемых поверхностей труб.

Смазка ОКБ-122-7 (ГОСТ 18179 – 72) – смесь полисилоксановой жидкости и масла МС-14, загущенная стеаратацетатом кальция, содержит присадку дифениламин. Используется в подшипниках приборов при частотах вращения до 25 000 мин-1.

Паста ВНИИ НП-225 (ГОСТ 19782 – 74) – кремнийорганическая жидкость с дисульфидом молибдена. Используется для смазывания резьбовых соединений, работоспособна при температурах до 250°С.

Паста ВНИИ НП-232 (ГОСТ 14068 – 68) – индустриальное масло с дисульфидом молибдена и стеаратом лития. Используется в узлах трения систем управления. Паста работоспособна до температуры 120°С, при более высоких температурах при высыхании жидкой фазы может работать как твердая смазка (до 350°С).

Паста ПФМС-4с (ТУ 602917 – 79) – полифенилметилсилоксановая жидкость, загущенная измельченным графитом и пигментным загустителем. При испарении жидкости загуститель выполняет смазочные функции примерно до температуры 500°С.