Масла для двигателей и трансмиссии вертолетов

Силовые установки вертолетов, как правило, имеют две автономные системы смазки: одну для питания двигателя маслом, другую для смазки редукторов.

Система смазки вертолетного двигателя практически не отличается от системы смазки двигателей самолетов. Поэтому на вертолетах с поршневыми двигателями для смазки самого двигателя используют масло МС-20, а на вертолетах с ГТД – минеральные масла МК-8п, МС-8п и синтетическое Б-ЗВ.

На вертолете мощность от двигателя передается несущему и хвостовому винту при помощи трансмиссии, состоящей из муфты, валов и редукторов.

Условия работы масла в трансмиссиях хуже, чем в двигателях. Основными узлами трения здесь являются зубчатые зацепления червячной, конической и гипоидной передач. При передаче больших мощностей, например, в редукторе вертолета, на зубьях шестерен развиваются сверхвысокие давления при достаточно большой скорости скольжения, а также значительные температуры. Этим и другим воздействиям подвергается пленка масла, находящаяся между зубьями шестерен в момент их контакта.

Одним из основных требований, предъявляемых к маслу для трансмиссий вертолетов, является максимальное уменьшение износа и полное устранение схватывания поверхностей зубьев шестерен.

Масла должны обладать высокими противоизносными и противозадирными свойствами, а также выполнять ряд функций – уменьшать потери на трение, обеспечивая высокий КПД, отводить тепло от зоны контакта, предохранять детали трансмиссий от коррозии, не вспениваться и иметь достаточную стабильность.

Для смазки различных узлов и агрегатов трансмиссий вертолетов применяют масла: шарнирное ВНИИ НП-25 (ГОСТ 11122 – 65) и маслосмеси СМ-8, СМ-9 и СМ-11,5.

Масло шарнирное ВНИИ НП-25 представляет собой смесь диэфирного масла с ннзкозастывающей нефтяной основой, загущенной высоковязким компонентом с антиокпслительной и противоизносной присадками. Вязкость его при 100°С не менее 9,8 мм2/с, температура застывания не выше минус 54°С.

Маслосмесь СМ-8 получают смешиванием 50% масел МК-8п (или МС-8п) и 50% МС-20.

Маслосмесь СМ-11,5 получают смешиванием 25% масел МК-8п (или МС-8п) и 75% МС-20.

Маслосмесь СМ-9 получают смешиванием 67% гипоидного масла и 33% масла АМГ-10.

Гипоидное масло представляет собой осерненную смесь «смолки» (экстракт после селективной очистки остаточных масел) и веретенного дистиллята с добавлением депрессорной присадки. Кинематическая вязкость масла при 100°С равна 20,5... 32,4 мм2/с, температура застывания – не выше минус 20°С.