Глобализация
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Рисунок 1.8 - Организационно-правовые формы предприятий
Рисунок 1.7 - Производственная структура предприятия
Рисунок 1.6 - Функциональная структура производственного предприятия
Рисунок 1.5 - Виды структур управления производственным предприятием
Рисунок 1.4 - Внешняя микросреда предприятия
Рисунок 1.3 - Внешняя среда предприятия
Рисунок 1.2 - Классификация и виды предприятий
Рисунок 1.1 - Виды предприятий в зависимости от цели деятельности
Предпринимательской деятельности
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в установленном законодательством порядке для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.
По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается финансированием государства или других предприятий и физических лиц (рис. 1.1).
![]() |
Однако предприятия можно классифицировать не только так, но и по следующим направлениям: назначение, размер, организационно-экономические и организационно-правовые формы, форма собственности и т. д. (рис. 1.2).
Таким образом, современное предприятие является основной предпринимательской структурой, и не зависимо от рыночной структуры, в которой находится данное предприятие, главной его целью остается удовлетворение спроса населения и получение наибольшей прибыли.
Предприятие представляет собой открытую систему, поскольку его успешное функционирование возможно только при условии активного взаимодействия внутренней среды с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности (рис. 1.3).
Предприятие не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. При этом внешнюю среду подразделяют на следующие виды:
– макросреду (среду косвенного воздействия), влияющую на предприятие и его микросреду, и включающую природные, демографические, научно-технические, экономические, экологические, политические и международные факторы;
– микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные компании и другие контактные аудитории (рис. 1.4).
Внутренняя среда предприятия включает в себя следующие элементы: организационная структура, процесс производства и реализации продукции, товаров или услуг, маркетинг, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и т. д.. Анализ внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую руководству, чтобы определить внутренние возможности (потенциал), на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей, а также позволяет лучше уяснить цели и задачи предприятия.
Для упрощения проведения анализа внутренней среды предприятие следует представить в виде структуры, которая является его внутренним строением, характеризующим состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействия между ними.
Различают понятия производственной, функциональной и общей структур управления (рис. 1.5).
Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 1.6.
Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров предприятия. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), а в крупных – дифференцируются.
На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, т. е. конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия.
Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия (рис. 1.7). В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.
К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.
Основные организационно-правовые формы предприятий представлены на рис. 1.8.
1. Предприятие. Основные принципы его деятельности.
2. Цели коммерческих и некоммерческих предприятий.
3. Законодательные и нормативные документы, которыми регулируется деятельность предприятий в России.
4. Типы предприятий по назначению, форме собственности, масштабам деятельности и принадлежности капитала. Какие еще виды предприятий существуют?
5. Какие предприятия, в соответствии с российским законодательством, могут быть отнесены к малым?
6. Различия между головным, дочерним предприятиями и филиалом.
7. Основные отличительные характеристики различных организационно-экономических форм предприятия
8. Отличия в поведении предприятия в различных типах конкурентных структур.
9. Факторы внешней макро- и микро среды, влияющие на деятельность предприятия.
10. Что в себя включает внутренняя среда предприятия?
11. Структура управления производственным предприятием, ее виды.
12. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий.
13. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.
14. Основные отличительные черты различных организационно-правовых форм коммерческих предприятий (порядок регистрации, учредители, учредительные документы, уставный фонд, управление, права, обязанности и распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядок ликвидации и т. д.).
15. Организационно-правовые формы, которые получили наибольшее распространение в современных российских условиях.
1) Мир стал единым рынком (получив образование, ты можешь уехать в другую страну).
2) Средства транспортации.
3) Интернет ( вся информация, облегчает подачу документов).
4) Изменение отношений к межнациональным бракам.
5) Наднациональные структуры , которые занимаются мониторингом по защите прав человека и стран, которые нарушают право на миграцию.