Глобализация

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Рисунок 1.8 - Организационно-правовые формы предприятий

Рисунок 1.7 - Производственная структура предприятия

Рисунок 1.6 - Функциональная структура производственного предприятия

Рисунок 1.5 - Виды структур управления производственным предприятием

Рисунок 1.4 - Внешняя микросреда предприятия

Рисунок 1.3 - Внешняя среда предприятия

Рисунок 1.2 - Классификация и виды предприятий

Рисунок 1.1 - Виды предприятий в зависимости от цели деятельности

Предпринимательской деятельности

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в установленном законодательством порядке для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается финансированием государства или других предприятий и физических лиц (рис. 1.1).

 

 
 

 


Однако предприятия можно классифицировать не только так, но и по следующим направлениям: назначение, размер, организационно-экономические и организационно-правовые формы, форма собственности и т. д. (рис. 1.2).

Таким образом, современное предприятие является основной предпринимательской структурой, и не зависимо от рыночной структуры, в которой находится данное предприятие, главной его целью остается удовлетворение спроса населения и получение наибольшей прибыли.

Предприятие представляет собой открытую систему, поскольку его успешное функционирование возможно только при условии активного взаимодействия внутренней среды с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности (рис. 1.3).

 


 

 

 

 


 

Предприятие не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. При этом внешнюю среду подразделяют на следующие виды:

макросреду (среду косвенного воздействия), влияющую на предприятие и его микросреду, и включающую природные, демографические, научно-технические, экономические, экологические, политические и международные факторы;

микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные компании и другие контактные аудитории (рис. 1.4).

Внутренняя среда предприятия включает в себя следующие элементы: организационная структура, процесс производства и реализации продукции, товаров или услуг, маркетинг, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и т. д.. Анализ внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую руководству, чтобы определить внутренние возможности (потенциал), на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей, а также позволяет лучше уяснить цели и задачи предприятия.

Для упрощения проведения анализа внутренней среды предприятие следует представить в виде структуры, которая является его внутренним строением, характеризующим состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействия между ними.

 

 

 


 

Различают понятия производственной, функциональной и общей структур управления (рис. 1.5).

 

Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 1.6.

Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров предприятия. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), а в крупных – дифференцируются.

На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, т. е. конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия.

Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия (рис. 1.7). В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.

 

 

 

 


 

К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Основные организационно-правовые формы предприятий представлены на рис. 1.8.

1. Предприятие. Основные принципы его деятельности.

2. Цели коммерческих и некоммерческих предприятий.

3. Законодательные и нормативные документы, которыми регулируется деятельность предприятий в России.

4. Типы предприятий по назначению, форме собственности, масштабам деятельности и принадлежности капитала. Какие еще виды предприятий существуют?

5. Какие предприятия, в соответствии с российским законодательством, могут быть отнесены к малым?

6. Различия между головным, дочерним предприятиями и филиалом.

7. Основные отличительные характеристики различных организационно-экономических форм предприятия

8. Отличия в поведении предприятия в различных типах конкурентных структур.

9. Факторы внешней макро- и микро среды, влияющие на деятельность предприятия.

10. Что в себя включает внутренняя среда предприятия?

11. Структура управления производственным предприятием, ее виды.

12. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий.

13. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.

14. Основные отличительные черты различных организационно-правовых форм коммерческих предприятий (порядок регистрации, учредители, учредительные документы, уставный фонд, управление, права, обязанности и распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядок ликвидации и т. д.).

15. Организационно-правовые формы, которые получили наибольшее распространение в современных российских условиях.

 

1) Мир стал единым рынком (получив образование, ты можешь уехать в другую страну).

2) Средства транспортации.

3) Интернет ( вся информация, облегчает подачу документов).

4) Изменение отношений к межнациональным бракам.

5) Наднациональные структуры , которые занимаются мониторингом по защите прав человека и стран, которые нарушают право на миграцию.