Исторические типы стратификации

Тема 22. Социальные неравенства и социальная стратификация.

 

Неравенство характеризует неравномерное распределение между индивидами и группами дефицитных ресурсов общества. Существует 4 дефицитных ресурса: власть, собственность, образование и престиж.

Социальная стратификация – расположение индивидов и групп в иерархическом порядке по слоям иди стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Есть 2 направления неравенства:

1. Функциональное.С точки зрения функционалистов неравенство появляется, так как общество, будучи систематично награждает более ценные элементы (социальные группы) дефицитными благами. И по этому поводу в обществе существует консенсус. Противниками этой точки зрения выступают Льюис Козер, Ральф Дерендорф – основоположники конфликтного неравенства.

2. Конфликтное. Р. Дерендорф и Л. Козер считают, что неравенство существует потому, что одни индивиды и группы захватывают власть и диктуют свои условия оставшейся части общества.

Карл Маркс первым пытался объяснить природу социальной стратификации. B каждом обществе образуется два онтологичного класса, выделяя только экономический фактор. Остальные рассмотрел Макс Вебер и выделил 3 изменения: измерение-класс (экономическое положение человека), измерение-статус (престиж) и измерение-партия (власть).

Питирим Сорокин считает невозможным выделять одни критерии стратификационного отличия и выделяет три группы признаков: этим признаком люди обладают c рождения (расовая принадлежность, родственные связи) приобретенный социальный статус (профессия) элементы обладания (материальные и духовные ценности, собственность)

Существует три базисных критерия: политический, экономический и профессиональный.

Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и fасеге (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и о6щностями. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э. Гидденс). В обществе индивиды и coциaльные группы «выстраиваются» в определенной иерархической последовательности. B зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, американский социолог П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии.

Исторические типы стратификации.

Стратификация, то есть неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе c зарождением человеческого обще­ства. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (пер­вобытном) обществе. C появлением раннего государства – вос­точной деспотии – стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смяг­чается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, a при­шедший на смену сословному классовый строй стал еще более ли­беральный.

Рабство– исторически первая система социальной стратифика­ции: Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в ХIХ в. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая c полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. B первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме c хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво­вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Раз­решалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят o рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества. Оно воз­никло на развалинах рабовладельческого строя в первые века но­вой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно рождению. Он не может пе­рейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшест­вующей жизни.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) – и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприка­саемые (отверженные) – они не входят ни в какую касту и зани­мают самую низшую позицию. B ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, a деревня, в которой проживает 7110 населения, оста­ется кастовой.

Сословия.Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. B феодальных обществах, которые существо­вали в Европе c IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной системы, включаю­щей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравен­стве их положения и привилегий. Классическим о6разцом сослов­ной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–ХV вв. обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, кре­стьяне). А в X–XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. B России со второй половины XVII1 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купе­чество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Со­словия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри со­словий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским со­словием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. B противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив y правите­ля специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. B качестве пережитка подобная практика час­тично сохранилась и в современной Англии.