ЧАСТЬ II. ПОЛИТОЛОГИЯ

Лекция 6. Социальные институты

Лекция 5. Социальные группы

5.1 Социальная группа – это любой коллектив людей.

Типы социальных групп:

1) номинальные (для статистики);

2) реальные (существуют в действительности):

- первичные или малые (семья, класс, трудовой коллектив);

- вторичные или большие группы образуются по значимым признакам (этнические, территориальные, стратификационные, по вероисповеданию, демографические, профессиональные, по образованию и пр.)

 

5.2 Социальная мобильность – это переход людей из одной социальной группы в другую (переезд, переход из одного института в другой и т.д.)

П.Сорокин выделяет 2 вида мобильности:

- горизонтальная: переход из одной группы в другую без изменения статуса, без изменения уровня жизни;

- вертикальная: человек меняет свой статус, поднимается или опускается по социальной лестнице.

Масштаб мобильности показывает на сколько ступеней человек поднялся или опустился по социальной лестнице. Нормальным масштабом считается изменение на 1-2 ступени в год.

Объем мобильности показывает в процентном отношении число людей, пришедших в другие группы по отношению к их общему числу. Нормальным объемом мобильности является изменение на 2-20% в год.

 

5.3 Виды мобильности:

- межпоколенная;

- внутрипоколенная: человек начинает с низших ступеней и поднимается до высших.

 

Миграция – мобильность, связанная с изменением места жительства (эмиграция – выезд, иммиграция – въезд).

В России было три волны эмиграции: после гражданской войны; после революции 1918 года и после перестройки 1985 года.

П.Сорокин выделил следующие факторы эмиграции:

- стихийные бедствия;

- войны;

- репрессии;

- национальная политика.

 

6.1 Социальные институты – это система организаций, которые регулируют взаимоотношения людей в определенной сфере при помощи норм, символов и ценностей.

Социальная система общества – это совокупность социальных организаций.

Существует пять основных социальных институтов:

- институт семьи;

- институт государства;

- институт экономики;

- институт образования;

- институт церкви.

Каждый институт выполняет определенные функции: явные и скрытые (латентные).

 

Институт семьи выполняет функции взаимоотношений в семье, рождение, воспитание. Каждый институт включает ряд неглавных институтов (соц. организации), например, институт материнства и детства (права ребенка).

 

Институт образования:

- передача знаний.

Подинституты: вузы, школы, техникумы, типографии, которые печатают книги, департаменты, министерства.

 

Институт государства:

- дипломатическая деятельность;

- хозяйственно-организаторская деятельность;

- культурная деятельность;

- идеология.

 

Институт экономики:

- обеспечивает население всем необходимым;

- регулирует налоговую политику.

Подинституты: департаменты, учреждения (пенсионные фонды, здравоохранение, образование и пр.)

 

Институт церкви: приобщение населения к вере.

Подинституты: монастыри, семинарии.

 

В 40-е годы активно развивалась эмпирическая социология, которая базируется на конкретных исследованиях:

- разрабатывает методы социологических исследований;

- развивает отрасли социологии: социология производства, социология образования, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология преступности, социология алкоголизма и т.д.

 

Индустриальная социология (социология производства)

Цель: поднять производительность труда, получить наибольшую прибыль.

Способы:

- увеличить рабочий день;

- увеличить нормы выработки;

- внедрить новые технологии;

- правильно организовать труд.

 

3 основных концепции:

1. Психофизиологическая (Тейлор): предлагал изучить весь процесс производства. При этом единицей изучения является отдельный человек. Тейлор считал, что каждый работник выполняет много лишних операций;

2. Психосоциальная (Мейе): единицей изучения предлагал рассмотреть трудовой коллектив. Мейе начинал как последователь Тейлора. После экспериментов в Хотерне Мейе делает вывод, что главное – это налаживать хорошие взаимоотношения в коллективе. Для этого нужно:

- вводить непроизводственные должности на предприятии (психолог, социальный работник);

- уделять внимание свободному времени;

- считал, что процесс производства должен включать в себя досуг, т.к. если человек не отдохнул, не восстановился, то он плохой работник;

Роли Функции Цели Принципы
Работник (труд) Однообразная растрата сил (как физических, так и духовных) Внешние роли Принципы рационализма: достижение цели с меньшими затратами
Свободный (досуг)   Цель растворена в самой деятельности Принципы иррационализма

 

Техника «дифференцируемого престижа»: на предприятии должны применяться меры поощрения и наказания. Эти меры должны быть как моральные, так и материальные.

Система наказаний:

- если проступок в первый раз, то начальник имеет право сделать только замечание;

- если проступок совершен повторно – отправляют к психологу;

- если более двух раз – ставится штамп – предупреждение об увольнении.

Мейе предлагает ввести плавающие графики: если позволяет производство, можно начинать рабочий день позже, но и заканчивать тоже позже. Негативные стороны: а) только там, где позволяет график; б) недисциплинированность; в) плохой рост производительности труда; г) плохо приживаются инновации.

3. Неорационализм формируется в 70-е годы 20 века: попытка соединить достижения первых двух систем. Основные принципы:

- профессионализм: каждый работник должен знать свое дело;

- «доктрина участия»: большинство руководителей и социологов решают следующие проблемы: как сделать так, чтобы человек трудился с полной отдачей; как развить у человека самоконтроль; как развить чувство ответственности.

Когда проводили опрос «Почему не работаете лучше, чем работаете?» работники ответили, что им мешает то, что их мнение не учитывается, они не участвуют в управлении, чувствуют себя «винтиками», от которых ничего не зависит. На основании этого Крозье сделал вывод, что человеку нужно самоутверждение.

Рабочие предложили альтернативные способы решения проблем, над которыми администрация безуспешно билась долгое время. Часть управленческих решений передали в бригады:

- распределение премий;

- вопросы приема и увольнения;

- обсуждение плана;

- введение бригадного подряда – весь коллектив отвечает за конечный результат, в результате чего появляется взаимозаменяемость и взаимовыручка.

Результат: выросла производительность труда, повысилось качество. Рабочие при опросах стали утверждать, что довольны работой, чувствуют себя уважаемыми и незаменимыми.