Пантеизм.

Третий — натурфилософский — период философии Возрождения приходится на эпоху религиозных войн и Реформации. Сама практика социальной жизни колеблет веру в благие воз­можности свободного индивидуального творчества. Средневеко­вая антропологическая антиномия: человек — венец творения, образ и подобие Бога, но выбраться из пучины зла самостояте­льно не может — сменяется антиномией нового типа: человек свободен и может приблизиться к Богу в своих творческих воз­можностях, но остается лишь маленькой частицей бесконечной природы. Углубляется понимание связи человека с миром при­роды, меняется сама постановка проблемы человека.

Человек перестает быть центром мироздания, будь то в тео­логическом или в гуманистическом смысле. Он является при­родным существом, «не выше» и «не ниже» других существ. Наиболее ярко эти изменения в философии XVI в. Проявились В творчестве Дж. Бруно, М. Монтеня, а в области социаль­но-политической философии — у Никколо Макиавелли.

Макиавелли обнаруживает за изменчивостью событий человеческой истории постоянство и неизменность человеческой природы. Божественный провиденциализм заменяется в его политическом учении принципом человеческой активности, фортуна-необходимость у Макиавелли — это и не сверхпри­родная, божественная воля христиан и не слепой, неотврати­мый рок античности: она коренится в неизменности человече­ской природы, случайной и неподвластной контролю и расче­ту. Тем не менее Фортуну, катящую свой шар наугад, можно укротить доблестью — способностью действовать отважно, раз­нообразно, целеустремленно. Доблестный правитель Ч. Борджиа отличается, по Макиавелли, именно тем, что он сам опре­деляет себя, что он действует сообразно времени (т. е. меняю­щейся исторической ситуации) и применяет различные средства для достижения практической пользы. Моральные оценки к истории прилагать нельзя, так как человеческие по­ступки естественны, подобно небу, солнцу и движению звезд. Поэтому вместо морализаторства доблестный правитель дол­жен трезво оценивать ситуацию, исходя не из должного, а из сущего, из того, что есть.

Н. Макиавелли осмысливает историю с целью обоснования политики как науки, а политических отношений, в которые во­влечен каждый человек, как автономную от религии и морали сферу человеческой деятельности. Политика для Макиавелли — это объективные правила властвования и управления граждан­ским обществом. А свобода понимается как стремление людей в рамках гарантированного гражданского порядка быть творца­ми своей истории. В политике, в отличие от морали, цель (а вернее, достигнутый результат) всегда оправдывает средства. Политика делает необходимым превращение личности прави­теля, как бы он себя ни вел, лишь в средство для достижения целей. Этот тезис социально-политического учения Макиавелли описание правил политического поведения абсолютного Равителя в «Государе» дали основание для резко отрицательной характеристики его учения как проповеди аморализма, жестокости и безнравственности. Возникло даже имя нарицательное «макиавеллизм». Интересно, что больше всего порицали учение Макиавелли именно те политики, которые в своей практической деятельности искусно владели правилами игры абсолютного правления. Например, Фридрих Великий или Сталин. В то время как знаменитый нидерландский философ Спиноза считал, что именно Макиавелли показал, как многое в политических отношениях зависит не от случайных черт личности того или иного правителя, а от объективных причин и механизмов, и тем самым дал «неоценимые советы по укреплению человеческой свободы».

В философском учении Джордано Бруно неоплатоническое «Единое» полностью сливается с понятием Вселенной. Вселен­ная — едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна: в ней совпадают непрерывные изменения с постоянством природных законов, так как в каждой частице материи заключены все свойства Вселенной. Внутренняя способность к образованию форм именуется в сочинениях Джордано Бруно «душой мира». Вся природа одушевлена и движет саму себя.

В учении Бруно о бесконечной Вселенной выявлено подлинное мировоззренческое значение открытого Коперником I гелиоцентризма. Бесконечность Вселенной у Д. Бруно означает: 1) отсутствие во Вселенной фиксированного центра, 2) физическую однородность Вселенной (все небесные тела состоят I из одних и тех же элементов, имеют один и тот же вид движения, одну и ту же форму, 3) признание самодвижения Вселенной, 4) признание возможности существования различных форм жизни и бесчисленных миров во Вселенной. Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции» у Бруно противоречило базовому принципу католического богословия о бесконечности как исключительном атрибуте Бога. Новая космология Д. Бруно отрицала основное для средневековой космологии деление мира на элементарный, подлунный, I тленный мир и нетленный, небесный. А предпосылка его этического учения — идея смертности индивидуальной души и оценка разума как «видящего зеркала», части самой природы опровергала саму суть христианской антропологии. Эти миро-воззренческие открытия Д. Бруно стоили ему жизни — он был сожжен как еретик на площади Цветов в Риме по приговору инквизиции.