Гуманизм.

В эволюции философской мысли Возрождения можно выде­лить три периода, во многом связанные с изменением удельно­го веса тех или иных разделов философского знания и трактов­кой структуры мира. Первый период — гуманистический (сер. XIV — сер. XV в.) — противопоставил средневековому тео-центризму интерес к земному предназначению человека; социа­льно-этическая проблематика выступила здесь на передний план. Наиболее видные философы данного периода — Колюччо Салютати (1331—1404), Леонардо Бруни (1374—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), Пьетро Помпонацци (1462—1525), Эразм Роттердамский (1469—1536). Второй период — неоплатонический (сер. XV — нач. XVI в.): онтологическая проблематика преобла­дает, разыскиваются новые пути синтеза аристотелизма и плато­низма. К этому периоду относятся философские учения Нико­лая Кузанского (1401—1464), Марсилио Фичино (1433—1499) и Пико делла Мирандолы (1462—1494). Третий период — натур­философский (сер. XVI — нач. XVII в.) — в области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии, взглядом на человека как на исключи­тельно природное существо. Представлен трудами Никколо Ма­киавелли (1469—1527), Джордано Бруно (1548—1600), Бернарди-но Телезио (1509-1588), Мишеля Монтеня (1533-1592). Хроно­логические рамки этих периодов достаточно условны и связаны прежде всего с относительным типологическим единством дан­ных периодов.

Гуманизм эпохи Возрождения зарождается вне университетов - наследников схоластического типа учености — в литера­турной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Ф. Петрарки (1304-1374). Своим памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневеко­вого философского знания. Философские тексты впервые ста­ли объектом критического историко-филологического исследо­вания, а не вневременным источником авторитетных цитат. Внимательно изучается античная культура, вырабатываются методы исторической и филологической критики античных текстов, создается литературный латинский язык. Для гуманиз­ма Возрождения характерен культ языка: высоко ценится пра­вильная тональность и изящество речи, богатство языка и вир­туозность раскрытия возвышенных тем. В культе языка, как показал А. Ф. Лосев, проявляется практически-жизненная на­правленность возрожденческого гуманизма.

Гуманисты создали новую систему ценностей, важное место в которой занимают стремление к славе, гимн красоте человече­ского тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы. Антропология становится подлинной царицей наук. Человек рассматривается как неразрывное един­ство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материа­льное, небесное и земное — равноправные начала в человеке. Осуществление человеком своего высокого назначения требует следования своей природе — абсолютно греховной по меркам аскетического средневекового нравственного идеала. Для осу­ществления заложенной Богом возможности к совершенство­ванию человек должен предпринимать титанические усилия, став художником-творцом своей жизни. Поэтому и совпадают в понятии «humanitas» значение культурной деятельности, научно-литературных занятий и значение того, что мы именуем «человечностью», выделяющей человека из мира природы. Творчество как исключительная характеристика Бога перено­сится на человека, что ведет к обожествлению человека.

Трактат Лоренцо Баллы «Об удовольствии или истинном благе» — манифест гуманистической этики Возрождения. Под видом стоицизма Валла критикует средневековый аскетический Моральный идеал. Монашеские обеты бедности, безбрачия, по­слушания, по мнению Валлы,— лишь проявления рабского страха перед наказанием, признаки нравственной неустойчивости личности. Правильное пользование деньгами, брак, разум­ное пользование свободой — не меньшие добродетели, чем бедность, безбрачие, послушание, и столь же спасительны для человека. Высшее благо человека — удовольствие или счастье, а источник наслаждений и нашей способности к ним — Бог. Сопоставляя эпикурейскую и христианскую этику, Валла при­ходит к выводу об их сходстве в самой своей основе — стрем­лении к наслаждению — и различии лишь по содержанию нравственных предписаний. «Не к добродетели, а к удовольст­вию ради него самого должны стремиться как те, которые хо­тят наслаждаться в этой жизни, так и те, которые желают этого в будущем»,— пишет Валла. Преимущество эпикурейской этики он видит в логической обоснованности и развитости по сравнению с немотивированностью христианской этики. Осно­вой моральной деятельности человека является, по мнению Лоренцо Валлы, чувство самосохранения и вытекающее отсюда стремление к наслаждению. Поэтому безнравственных наслаж­дений не существует, а высшее благо — наслаждение от поло­жительного удовольствия, а не эпикурейское спокойствие духа. Он жалеет, что у человека всего 5, а не 500 чувств для получе­ния самых разнообразных наслаждений. Радость — приправа к самой жизни, которая, будучи лишена этого, кажется глупой и малоприятной.

Философской основой гуманистического периода является платонизм и очищенный от схоластических искажений аристотелизм. Ярким представителем оппозиционного томизму ла­тинского аверроизма стал Пьетро Помпонацци. Его «Трактат о бессмертии души» (1516) явился выдающимся событием фи­лософской жизни Италии XVI в. Обоснованный в трактате вы­вод о смертности индивидуальной души и отрицание ее творе­ния непосредственно Богом разрушали незыблемые опоры христианского персонализма. По мысли Помпонацци, убежде­ние в бессмертии души лишь понижает уровень нравственно­сти человека, так как в этом случае человек поступает нравст­венно только из страха перед вечными мучениями, а страх противоречит самим основам добродетели. К Аристотелю апел­лирует Помпонацци и в трактате «О причинах естественных явлений или чародействе» (написан в 1520 г., впервые опубли­кован уже после смерти Помпонацци в 1556 г.). Помпонации отрицает существование и демонов, и ангелов, считая, что так называемые «чудеса» не противоречат природе и могут полу­чить естественное объяснение. Чудеса, не поддающиеся рацио­нальному объяснению, есть результат творчества умных поли­тиков, придумавших их для воспитания народа. Главным центром гуманистической мысли была Северная Италия, но гуманистическое движение в той или иной мере охватило всю Европу, приобретая в каждой стране своеобраз­ные оттенки. Большую роль в развитии Северного Возрожде­ния сыграли яркие и разносторонние личности Эразма Роттер­дамского (1469—1536) и Томаса Мора (1478—1535). Эразм Рот­тердамский или Дезедерий поставил гуманизм на службу реформе церкви. Основной мотив творчества Эразма — макси­мальное выявление морального содержания христианства, воз­рождение подлинного духа и простоты истины первых веков христианства. Используя методы филологической и историче­ской критики, Эразм осуществил новый латинский перевод Нового Завета. Он сближал античные и христианские мораль­но-философские идеалы — так, Сократ был им фактически приравнен к Христу. Ратуя за перевод Священного писания на народные языки, Роттердамец подготавливал идейную почву для приближающейся Реформации. Блистательный антисхола­стический, сатирический памфлет «Похвала глупости» снискал ему в наше время имя «Вольтера XVI века». В этом произведе­нии Эразм бичует схоластический формализм, догматическую религиозность, которые ставят букву христианского учения выше духа. Глупость есть также свидетельство самопротиворе­чивости человеческой природы. Выражая иррациональность жизни, глупость делает приятным человеческое общение; она, сама того не желая, сохраняет исходные ценности христиан­ской веры, хотя и в искаженном виде. Весьма важным аспек­том философской деятельности Эразма стала его полемика с Лютером вокруг фундаментальной для того времени пробле­мы свободы воли.