Индия и Китай в древности

Древнейшие цивилизации долины реки Инд. Первые поселения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается цивилизация (Хараппская цивилизация). Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек. Очевидно, эти города были центрами государств, типа египетских номов. Здания имели два или три этажа. Из домов грязная вода по кирпичным каналам отводилась из города. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок.

Жители городов изобрели письменность, но расшифровать ее пока не удалось. Большинство ученых связывает эту цивилизацию с дравидами. Некоторые исследователи считают, что дравиды по­явились в Индии уже после строительства городов, которые были основаны неизвестными народами, может быть, родственными шумерам.

Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые города. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели цивилизации неизвестна. Одни ученые предполагают, что постепенно ухудшался климат, другие — что Инд изменил свое течение и перестал орошать поля горожан, третьи — что на города стали наступать джунгли.

«Арийское завоевание». Во II тысячелетии до н.э. часть племен ариев пришла в Иран, другая (индоарии) — двинулась в Индию. Раньше считали, что именно арии уничтожили Хараппскую циви­лизацию. Теперь доказано, что первые города погибли за 500 лет до прихода ариев. Тем не менее арии вели жестокие войны с драви­дами, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывает­ся в священных книгах ариев — Ведах — сборниках гимнов в честь богов. Со временем шло слияние ариев с местными народами. За­воеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить на языке ариев.

Варны и касты. После прихода ариев на севере Индии образо­вались многочисленные государства во главе с вождями ариев — раджами. Особенностью общества ариев было его деление на вар­ны по основным занятиям и обязанностям — жрецы {брахманы), воины и правители {кшатрии) и скотоводы {вайшии). После прихода в Индию перегородки между варнами стали непроходимыми. Чле­ны третьей варны помимо скотоводства начали заниматься земле­делием и ремеслом. Появилась и четвертая, низшая варна шудр — слуг. В нее входили местные жители, признавшие власть ариев.

Позже жители Индии разделились на еще более мелкие груп­пы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыба­ков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое по­ложение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и нечистот, палачи). Они жили за пределами селений, чтобы не ос­квернять остальных жителей.

Позднее права и обязанности каждой варны были записаны в законах Ману. Ману — прародитель всех людей, установивший порядки на земле. Законы Ману не являлись законами о наказа­ниях за преступления, подобно законам Хаммурапи. Это сборник, устанавливающий правила поведения. В законах определялись вза­имоотношения членов различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо могуще­ственнее брахманов. Встречались и богачи среди ремесленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, со временем появилось немало обедневших брахманов, ведущих нищенский образ жизни.

Индийское общество. В долине Ганга росли ячмень, пшеница, рис и хлопок. Здесь впервые научились выращивать сахарный тро­стник. Всюду славились индийские хлопчатобумажные ткани.

Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бо­роться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались в совместном владении всей общины. Часто индийцы работали всей общиной.

Индийские государства. В середине 1 тысячелетия до н.э. запад­ные области Северной Индии были завоеваны персидским царем Дарием I. В Индии усилились попытки создать сильное государ­ство. После долгой борьбы правитель государства Магадха захва­тил некоторые соседние царства. Так в Индии возникла первая держава. Развитие хозяйства в большом государстве значительно ускорилось. В IV в. до н. э. в результате переворота к власти в Магат-хи пришел кшатрий Чандрагупта, основавший государство и ди­настию Мауръев.

Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при внуке основателя новой династии царе Ашоке (268 — 231 гг. до н.э.). Ему Удалось завоевать почти всю Индию, за исключением крайнего юга. Ашока известен не только как завоеватель, но и как мудрый и справедливый правитель. Были снижены подати, отменены слиш­ком суровые законы, приняты меры против злоупотреблений долж­ностных лиц. Открывались больницы и приюты для бедных. После смерти Ашоки началось ослабление державы Маурьев и ее рас­пад, который ускорило нападение соседей.

В I в. н.э. в области, где соприкасаются Индия, Афганистан и Митральная Азия, возникла Кушанская держава. Ее правителям Удалось покорить значительную часть Северной Индии. Позже индийцам удалось освободиться от их власти. К началу IV в. н.э. в Индии существовало множество мелких государств, которые за­тем вновь были объединены под властью государства Магадхи.

Зарождение древнекитайской цивилизации. Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они за­селили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев, а затем и более южные земли.

Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река часто меняла свое течение, уничтожала поля и смывала целые поселения вместе с жителями. Строитель­ство дамб, плотин и каналов было необходимо не только для развития земледелия — от этого зависела возможность жизни в тех местах.

Государства Шан и Чжоу. В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, которое одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело ожесточенные войны с соседями. Главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавлен­ных людей.

Постепенно у соседних племен также начинают возникать за­чатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил другие пле­мена для борьбы с кровавым государством Шан. Шан было унич­тожено. В новом государстве Чжоу были прекращены человече­ские жертвоприношения. Однако многие полезные достижения шанцев в Чжоу сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной или Серединным царством. В начале VIII в. до н.э. Чжоу пришло в упадок. Наместники областей объявили себя ванами, лишь формально признавая верховную власть правителя Чжоу (пе­риод «множества царств»).

Объединение Китая. В конце V в. до н. э. ваны семи царств объ­явили себя «сыновьями неба» и правителями Поднебесной. Нача­лась ожесточенная борьба между ними (период «воюющих царств»). В конце концов усилилось государство Цинь на западе Китая. В 230 — 221 гг. до н.э. его правитель разгромил шесть государств и завершил объединение страны. Он принял имя Цинь Шихуанди — первый император Цинь.

Территория государства Цинь занимала уже не только долину Хуанхэ, но и долину Янцзы, шло завоевание южных земель. В прав­ление Цинь Шихуанди были увеличены подати с населения. За малейшее преступление в рабство обращали не только самого преступника, но и всю его семью. Рабы трудились в хозяйствах правителя и на государственных работах.

На севере обитали племена кочевников сюнну, совершавшие опустошительные набеги на Китай. Цинь Шихуанди начал строить Великую стену для защиты от них. Великая Китайская стена стала одним из грандиозных сооружений в мире. Она протянулась на 4 тыс. км. Но полной защиты от кочевников стена не обеспечила.

Государство Хань. Восстание народа началось почти сразу пос­ле смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207 г. до н.э. войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители Цинь были унич­тожены. Возникла новая единая держава во главе с потомками Лю Бана — государство Хань.

Многие законы были смягчены, а подати снижены. Первый период существования государства Хань стал временем расцвета хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, строились дамбы и каналы, росли города, торговля. Возник Вели­кий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на западе. Одной из главных задач государства оставалась борьба с племенами сюнну. Продолжалось завоевание южных земель.

Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов. Росла непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание «краснобровых», «желтых повязок») и выступления знати. В конце концов Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возник­ли три новых царства.

Общество и управление в Древнем Китае. Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распространение как продукт питания.

Семья считалась в государствах Чжоу и Хань основой общества. Семейные интересы преобладали над личными. Сыновья были обязаны продолжить отцовский род, а часто и отцовское занятие. В семье почитали предков.

В древних китайских государствах существовал сложный и до­вольно совершенный порядок управления. Основы его были зало­жены во время преобразований, осуществленных мыслителем Шан Яном в государстве Цинь во времена «сражающихся царств». Были ограничены права знати, введено 12 рангов знатности. Шан Ян открыл любому человеку путь к высшим постам. Чиновники пол­ностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителей. Он объявил: чиновник, по­читающий родителей, изменяет своему государю.

В государстве Хань во многом сохранился порядок управления, созданный Шан Яном, но наказания за почтительность к родите­лям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как к своим отцам, а жители страны так же вносились к чиновникам.