Определение перемещений при изгибе
Определение напряжения перемещения. Задача Ляме.
Толстостенные оболочки (цилиндры).
Толстостенным цилиндром называется цилиндр, у которого выполняются условия:
а – внутренний радиус
b – Наружный радиус
1) дополнительное уравнение перемещений в окружном направлении
2) дополнительное уравнение перемещений: радиально дополнит перемещение
а) бесконечно толстостенный цилиндр без днища
Рассмотрим цилиндр, нагруженный только внутренним давлением
Если в цилиндре нет днища (бесконечно длинный цилиндр), то двухосное напряженное состояние
Рассмотрим изменение при изменении толщины стенки
Определим абсолютные перемещения
§45. Составные толстостенные трубы: условие Гадолина.
Одним из способов снижения является создания составных соединенных с натягом цилиндра
Если нагреть второй цилиндр, то отверстие увеличится, в него можно вставить первый цилиндр. При остывании обоих цилиндров между ними на контактируемых поверхностях возникает контактное давление.
Полагаем, что первый и второй цилиндр состоит из одинаково материала =>
Если нагрузили составной цилиндр внутренним давлением, то составляющие части цилиндра будут рабочими, как единое целое.
При этом возникнут напряжения с учетом предварительного напряжения натяга (обратного знака), суммарное напряжение снижается. Составной цилиндр способен выдержать большое давление, нежели цельный.
Пунктиром обозначены формы для цельного несоставного цилиндра с толщиной стенки
.
В точке A понижается
В точке B понижается
Приравняем
Условие равнопрочности:
Если исключить из (18а) давление pk , то
Эта величина имеет минимум при
Формулы (17), (20), (21) – называются условиями Гадолина.
Если внутренний радиус a мал, то для составного цилиндра снижается почти в 2р., посадка труб дает почти двукратное снижение
.
Если толщина составных труб мала, то посадка практически не дает эффекта.
Толщина посадки для снижения в технике высоких давлений применяют автофретирование.
Автофретирование – это предварительная нагрузка цилиндра внутреннего давления выше рабочего, с целью создания во внутренних слоях пластичных деформаций. После снятия давления во внешних слоях цилиндра остаются упругие деформации, во внешних слоях - напряжение растяжения, во внутренних слоях - напряжение сжатия.
При дальнейшим нагружении остаточные напряжения суммируется с рабочими напряжениями так, что во внутренних слоях имеет место частичная разгрузка. Материал не получает пластичной деформации, если давление рабочее не превышает давления предварительного обжатия.