А. Наука и просвещение

Е. Ништадтский мирный договор (1721). Значение победы

1. В финском городе Ништадте 30 августа 1721 г. был подписан договор, по которому Россия получала:

> Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию, часть Карелии и часть Финляндии с Выборгом;

> первоклассные морские порты — Ригу, Ревель;

> города —Дерпт, Нарву, Кексгольм;

> острова — Эзель и Даго.

За Лифляндию Швеция получала компенсацию 2 000 000 ефимков.

2. Таким образом, Россия получила надежный выход в Балтийское море, стала морской державой. Создались условия для дальнейшего экономического и культурного развития страны.

3. 22 октября 1721 г. царь Петр I принял титул «Петра Великого, отца отечества и императора Всероссийского». Россия стала империей.

4. Вскоре после завершения Северной войны Петр приступил к завоеваниям в Закавказье. В 1722—1723 гг. Петр совершил Каспийский поход: русские взяли Дербент, Баку, прикаспийские области Дагестана и Азербайджана. По русско-иранскому договору 1723 г. к России отошли западный и южный берега Каспийского моря. Но на войну с Турцией сил не было, поэтому Западное Закавказье оставалось во владении турецкого султана.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие основные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в первой четверти XVIII в.? Почему именно эти?

2. Назовите причины поражения русской армии под Нарвой?

3. Считаете ли Вы Полтавскую битву генеральным сражением Северной войны? Почему?

4. Какие меры Петра Великого позволили русскому флоту одержать победы в морских баталиях периода Северной войны?

5. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины победы России в войне со Швецией?


Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре 1

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Наука и просвещение.

Б. Архитектура. Искусство. Литература.

В. Изменения в дворянском быту.

1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки.Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных — солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

3. Появились новые учебники, самый знаменитый — «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

4. При Петре I началось создание первого в России музея — Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.