Общие положения. Исторические замечания

Глава III. Призвание к наследству ab intestatо

 

 

I. Если после умершего не оказывается никакого наследника по завещанию, то в его имуществе открывается наследование ab intestatо. Необходимым условием открытия этого порядка наследования является окончательное решение вопроса о том, что никакого наследования по завещанию не наступит. Поэтому наследование ab intestato не открывается, напр., пока условие, под которым назначен наследник в завещании, находится in pendenti (об этом термине см. Общ. ч. _ 41, п.3), или пока призванный по завещанию наследник не высказался еще о том, примет ли он наследство, или нет. Если выяснилось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывается ближайший наследник ab intestato. Ближайший наследник есть тот, который оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников ab intestatо в самый момент открытия наследства ab intestato*(746). Из предыдущего ясно, что этим моментом не всегда бывает момент смерти завещателя, а, напр., момент ненаступления условия, прибавленного в завещании к institutio heredis, или момент отказа завещательного наследника. Если ближайший наследник ab intestato не примет наследства, то по развитому праву в силу successio ordinum et graduum наследство открывается следующему за ним по порядку наследнику ab intestato (см. выше _ 2, I пp.5).

II. Самый порядок, в котором по закону должны призываться наследники ab intestato был различен в разные эпохи развития римского права.

По праву XII таблиц существует три класса наследников*(747). Основным принципом наследования аЬ intestato признается агнатское родство наследника с наследодателем. В первом классе призываются sui heredes, т.е. те лица, которые находились в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью, а также те, которые были зачаты в этот момент и, если бы родились уже тогда, были бы под его властью. Во втором классе призывался, при отсутствии sui heredes, ближайший по степени родства агнат (agnatus proximusj. В третьем классе призывались, если не было агнатов, родичи (gentiles). Между этими классами и в пределах каждого класса между степенями не было преемства, т.е. если представитель какого-либо класса был налицо, но не делался почему-либо наследником, то наследство не открывалось следующему по порядку лицу или классу, а делалось выморочным (in legitimis hereditatibus successio non est; см. _ 2, I, пр. 4). - В этот порядок наследования внесены были изменения преторским эдиктом о bonorum possessio. Претор, во-первых, в своем эдикте ввел successio ordinum et graduum*(748), т.е. установил, что в случае неприятия наследства ближайшим наследником ab intestato, оно должно открываться следующему за ним по порядку наследнику (при этом successio ordinum введено было для всех классов, а successio graduum имело место только в классе unde cognati). Во-вторых, претор впервые придал значение при наследовании наряду с агнатским родством и когнатскому, а также и брачной связи между лицами. Именно преторская bonorum possessio intestati давалась следующим классам наследников*(749). 1) Unde liberi. Сюда входят вcе sui heredes и те нисходящие, которые перестали быть sui heredes вследствие capitis deminutio minima (эмансипированные). 2) Unde legitimi. Сюда входят те лица, которые имели наследственное право по закону XII таблиц, т.е. sui, agnati, gentiles. 3) Unde cognati. В этом классе наследство дается ближайшим когнатам до 7 степени родства. 4) Unde vir et uxor. За неимением когнатов наследство получает переживший супруг. - В течение императорского времени законодательство все более и более расширяет значение когнатского родства при наследовании. Особенное значение здесь имеет Sctum Tertullianum (при Адриане), которое установило наследование матери, имеющей jus liberorum, после своих детей предпочтительно перед многими агнатами детей*(750), и Sctum Оrphitianum 178 г. по Р. X., которое дало детям наследственное право после матери*(751). При христианских императорах Sctum Tertullianum было распространено на мать, которая не имела jus trium vel quattuor liberorum*(752) и сделаны были еще некоторые реформы с целью усилить значение когнатского элемента при наследовании. - Заключительную эпоху развития составляет деятельность Юстиниана. Уже в его компиляции (Corpus Juris Civilis) принято несколько его конституций, в которых он старался по возможности уравнять права агнатов и когнатов при наследовании ab intestatо*(753). Но окончательно реформировал он порядок наследования ab intestato после изадния своего сборника; именно, в 543 году Юстиниан издал знаменитую Novella 118, к которой в 547 г. издано было дополнение - Novella 127. Эти две новеллы и составляют основу юстинианова порядка наследования ab intestatо. Рядом с ними осталось в силе лишь несколько институтов старого права, как например, bonorum possessio unde vir et uxor, право бедной вдовы, детей от конкубины и т.д.

III. В юстиниановом праве следует различать два порядка наследования по закону: обыкновенный и особенный. Обыкновенный порядок наследования (_ 13) основан на родстве и супружеской связи. Прежде всего, призываются в известном порядке родственники, причем родство по мужской линии вполне уравнено с родством по женской линии, агнаты не имеют никаких преимуществ перед когнатами и мужчины перед женщинами. За родственниками следует переживший супруг.

Особые порядки наследования (_ 14) касаются лишь отдельных частей наследства и конкурируют с различными классами обыкновенного наследования.