Положение приданого по расторжении брака

 

I. Первоначально*(123) приданое не подлежало возврату; оно давалось на вечные времена мужу и должно было перейти к его наследникам. Это объясняется тем, что в древнее время разводы были крайне редки, и брак заключался действительно на всю жизнь супругов. Отсюда, вероятно, и возникла догма, что муж на приданое получает право собственности, а не узуфрукт (см. выше _ 7, I). Отголосок этого состояния чувствуется в следующих словах юриста Павла: L. 1. D. 23, 3. Dotis causa perpetua est et cum voto ejus qui dat ita contrahitur, ut semper apud maritum sit. Хотя и в эту древнейшую эпоху dos давалась в интересах жены (чтобы поднять ее положение в доме мужа), но при отсутствии развода для нее не было опасно законодательство, не налагающее на мужа обязанности возвращать приданое при расторжении брака; в самом деле: если брак расторгался смертью жены, то приданое ей больше не было нужно; если брак расторгался смертью мужа, то жена in manu наcледовала ему filiae loco, а жена, состоявшая в браке sine manu, получала от мужа по обычаю легат, заменяющий ей приданое, которое смешалось с прочим имуществом мужа. С появлением частых разводов*(124) положение изменилось; сделалась мыслимой со стороны мужа спекуляция на приданое путем вступления в брак с богатой невестой; жена рисковала в случае развода остаться indotata и не иметь возможности вновь выйти замуж. Все это привело к возникновению обычая при установлении приданого заключать в форме стипуляции договор о возврате приданого в случае расторжения брака (cautiones геi uхоriае); из такого договора возникал обычный стипуляционный иск (a. ex stipulatu) о возврате приданого. Сверх того в преторском эдикте является особый иск - actio rei uxоriае, посредством которого приданое возвращается при смерти мужа или разводе в тех случаях, когда такого договора не было заключено; этот иск был создан исключительно в интересах жены и потому не был наследственным; иск этот давался лишь самой жене, но он не давался ее наследникам, если брак расторгался смертью жены; формула иска содержала в интенции ссылку на aequitas (quod aequius melius). Третью эпоху в истории приданого составляет законодательство Юстиниана. Юстиниан в благоприятном для жены смысле соединяет вместе некоторые правила об а. геi uxоriае с некоторыми другими, которые существовали лишь для иска, возникавшего в силу стипуляции о возврате приданого; он дает новому иску имя actio ex stipulatu, хотя иск этот возникает теперь и в тех случаях, когда особой стипуляции не было заключено. Юстиниан, очевидно, делает презумпцию, что стипуляция de dote reddenda всегда заключается женою. Главные черты этого нового иска сводятся к следующему: из a rei uxoriae заимствован характер bonае fidei actio, из a. de stipulatu - наследственность иска (таким образом, изменился совсем круг лиц, имеющих право требовать возврата приданого). Реформа Юстиниана содержится в L. un. С. 5, 13. Но, так как в Дигестах осталось довольно много решений, основанных на старом праве, то для полного понимания текстов Юстинианова свода нам нужно ознакомиться и с нормами классического права о возврате приданого.

II. Доюстинианово право. 1) Возьмем прежде всего тот случай, когда особого договора о возврате приданого не было заключено. В этом случае возникала для жены a. rei uxoriae (bonae fidei*(125)) о возврате приданого. Этот иск не всегда обязывал мужа возвращать приданое. а) Так как a. rei uxoriae не дается наследникам жены, то в случае расторжения брака смерти жены муж оставляет приданое у себя; он обязан возвратить лишь dotem profecticiam, если установитель этого приданого (восходящий родственник жены с отцовской стороны; patria potestas не существенна) еще жив; при этом, если от брака оставались дети, то муж мог сделать retentio propter liberos в размере 1/5 приданого на каждого ребенка*(126). b) В случае расторжения брака смертью мужа или разводом приданое возвращается, но при этом делается различие: а) если жена sui juris, то приданое возвращается ей oдной; если жена умирает, не потребовавши еще от мужа приданого и не поставивши его в mora debitoris, то иск удерживает приданое за собою*(127); b) если жена аlitni juris, то dos fit communis patri et filiae, т.e. его взыскивает и получает в уплату домовладыка жены, но не иначе как с согласия дочери*(128); при смерти домовладыки*(129) или эмансипации дочери из под его власти*(130) приданое взыскивает дочь самостоятельно; при смерти дочери приданое взыскивает домовладыка*(131). Муж может, выдавая приданое, делать разные retentiones из приданого; retentio propter mores (при разводе по вине жены), propter liberos (при разводе по вине жены или ее домовладыки), propter impensas utiles, p. res donatas (donatio int. vir. et ux.), pr. res amotas (вещи, украденные в ожидании развода*(132). Res fungibiles реституируются в течение 3-х лет равными частями (аnnuа, bima, trima die*(133)). Муж имеет beneficium competentiae*(134).

2) Иные правила применялись в том случае, если при установлении приданого заключен особый договор о его возврате (cautio rei uxoriae). Договор о возврате приданого может быть заключен путем бесформенного соглашения, прибавленного к самому установлению приданого (pactum in сontinenti adjectum); из такого соглашения возникает для установителя a. praescriptis verbis или condictio*(135). Этот договор, далее, может быть заключен путем стипуляции; в таком случае иск называется a. еx stipulatu*(136); стипуляция может быть сделана и не при самом установлении приданого, т.е. не ех continenti. Последнего рода договоры составляли общее правило, и для нас особый интерес имеет a. ex stipulatu, которой воспользовался для своей реформы Юстиниан. Это был иск stricti juris в противоположность к a. rei uхоriае. Установитель dotis выговаривал в стипуляции возврат приданого себе (dos recepticia); если он был восходящим родственником жены, то он мог выговорить возврат приданого самой жене или ее нисходящим, и последние могли предъявлять к мужу иск (actio utilis) из этой стипуляции, хотя они и не участвовали в ее заключении (случай договора в пользу третьего лица*(137). Отличается этот иск от a. rei uхоriае следующими чертами:

a) Этот иск переходит на наследников; следовательно, при наличности договора о возврате приданого муж всегда обязан вернуть приданое: если не будет в живых лица, в пользу которого выговорен возврат приданого, то искать будут его наследники.

b) Этот иск не допускает никаких геtеntiones, за исключением r. propter impensas necessarias (о них речь ниже).

с) При этом иске нет beneficium competentiae для мужа, и всякое приданое должно быть возвращено тотчас же*(138).

III. Юстинианово право. Юстиниан, как было указано выше, создал особую а. ex stipulatu bonae fidei для возврата приданого во всех случаях без различия того, была ли заключена стипуляция о возврате приданого, или нет*(139); для определения судьбы приданого по расторжении брака этот законодатель соединил в благоприятном для жены смысле правила, созданные как для а. геi uхогiаe, так и для a. ex stipulatu. Отсюда в юстиниановом праве существуют следующие правила на тот случай, когда о возврате приданого не было заключено никаких pacta dotalia (об этих последних см. _ 9 ниже).

I) Лица, имеющие право требовать возврата приданого. Таковыми являются, по общему правилу, жена и ее наследники; муж и его наследники обязаны реституировать этим лицам приданое при прекращении брака разводом, смертью мужа или жены*(140). Следует заметить только две особенности. а) Если при разводе или смерти мужа, жена стоит еще sub patria potestate, то, как и в прежнем праве, dos communis fit patris et filiae*(141); впрочем, по особому предписанию Юстиниана, отец, получивший приданое своей подвластной дочери, должен дать дочери в сдучае ее вступления во второй брак то же самое приданое, если только имущество его значительно не уменьшится к этому времени*(142). b) Если брак расторгается смертью жены, и налицо имеется установленная домовладыкой жены dos profecticia, установитель которой еще находится в живых, то такую dos обратно получает ее установитель, а не наследник жены*(143); dos adventicia всегда поступает при расторжении брака смертью жены к ее наследникам*(144).

2) Предмет реституции. Должен быть возвращен весь капитал приданого. Если он состоял из res quae pondere, numero, mensura constant, то муж должен вернуть не те самые вещи, которые ему были даны, а ту же сумму вещей того же сорта, так что periculum dotis лежит на нем*(145). Если dos состоит из незаменимых вещей, то должны быть возвращены те самые вещи, которые были даны мужу и притом возвращены в неповрежденном состоянии; муж отвечает за culpa in concreto (diligentia quam suis rebus) относительно целости вещей, данных в приданое*(146); кроме того, он отвечает и за всякое отчуждение*(147); если отчуждение произошло с согласия лица, которому должно быть реституировано приданое, то муж должен вернуть лишь полученную им от отчуждения выручку*(148). Если в приданое дано обязательство, то возвращается сумма, взысканная мужем с должника*(149); если эта сумма не была мужем взыскана, то делается acceptilatio в том случае, когда должником по обязательству является лицо, которому реституируется приданое*(150); в остальных же случаях делается цессия обязательства*(151). Если в приданое был дан узуфрукт на вещь того лица, которому реституируется приданое, то реституция состоит в отказе мужа от узуфрукта*(152); если в приданое был дан узуфрукт на вещь третьего лица, то реституция состоит в том, что на лицо, которому возвращается приданое, переносится пользование узуфруктом*(153); если приданое состояло в отказе установителя от узуфрукта на вещь мужа, то узуфрукт должен быть восстановлен, если узуфруктуар еще жив*(154).

Кроме того, вместе с капитальной суммой приданого выдаются все приращения к дотальным вещам (alluvio, ususfructus, вернувшийся к nuda proprietas*(155) и плоды, собранные до брака*(156). Остальные плоды распределяются по дотальным годам следующим образом: год считается от даты заключения брака или установления приданого, если оно установлено по заключении брака*(157); плоды, собранные в течение каждого полного года не подлежат реституции: мы знаем, что эти плоды идут на покрытие тягостей брачной жизни и потому окончательно приобретаются мужем; плоды же, собранные мужем в течение последнего дотального года распределяются между мужем и тем лицом, которому реституируется приданое, сообразно пропорции, времени, в течение которого существовал брак в последнем дотальном году (если брак существовал в этом году 7 месяцев, то муж получит 7/12 плодов, собранных в этом дотальном году)*(158). Впрочем, вопрос о распределении плодов последнего года в виду неясности источников является весьма спорным*(159).

Взаимные притязания мужа. Юстиниан уничтожил все ретенции прежнего права*(160). Retentio propter mores была уничтожена в виду установления новых штрафов за развод; retentio propter liberos отменена была в виду того, что естественные обязанности к детям не менее лежат на матери, нежели на отце; retentio popter res donatas et amotas уничтожена на том основании, что Юcтиниан счел достаточным исков, существующих на случай воровства между супругами; retentio propter impensas utiles была заменена посредством а. mandati, если издержки сделаны с согласия жены, или a. negotiorum gestorum во всех иных случаях (Юстиниан не смущается тем, что муж делал эти impensae, будучи собственником и не имея ни к кому animus obligandi, а потому не мог быть считаем ни мандатарием жены, ни гестором). Осталась только retentio propter impensas necessaries. Эти издержки в силу старинного правила сами собой уменьшают капитал приданого: impensae necessariae dotem ipso jure minuunt*(161). К дотальным денежным капиталам это правило применяется буквально: поскольку impensae necessariae делаются на приданое, в состав которого входят деньги, постольку сумма этих денег перестает быть дотальною*(162); остальные вещи не перестают быть дотальными вследствие совершения на них необходимых издержек, но, благодаря этому правилу, эти вещи и в Юстиниановом праве подлежат ретенции до тех пор, пока издержки не будут возмещены мужу*(163).

3) Время возврата. Недвижимости должны быть возвращены тотчас же, а движимости и res incorporales - в течение года; плоды этого года также реституируются*(164).

4) Иски. Главным иском является знакомая нам обязательственная а. ex stiрulatи против мужа или его домовладыки, resp. их heredes. Муж, его десценденты (как heredes) и его домовладыка имеют bеnеficium сompetentiae*(165). Далее, лицо, управомоченное требовать возврата приданого имеет законный залог на все имущество мужа, в силу которого оно может требовать путем а. hypothecaria у всякого третьего владельца каждую вещь, принадлежавшую мужу со времени заключения брака*(166). Для жены и ее нисходящих heredes этот залог привилегирован, т.e. жена и ее нисходящие предпочитаются всем иным (непривилегированным) залоговым кредиторам мужа, хотя бы старшим по времени установления залога*(167). Наконец, самой жене Юстиниан (L. 30. С. 5, 12) дал еще особый вещный иск против всякого владельца относительно самих вещей, входящих в состав приданого, безразлично, были ли они движимые или недвижимые, aestimatae или non аestimatae, если только они еще существуют - si tamen extant. Смысл этого распоряжения Юстиниана не ясен и спорен во многих отношениях. 1) Не ясна самая природа иска: есть ли это действительно геi vindicatio (т.е. собственность жены на dos возникает при расторжении брака ipso jure), или utilis геi vindicatio (т.е. вещный иск о переносе права собственности на жену), или a. hypothecaria (из нового привилегированного залога жены на массу приданого), или же, наконец, и геi vindicatio и a. hypothecaria вместе. 2) Оговорку "si tamen extant" одни понимают так, что жена не может этим иском требовать тех вещей, которые законно отчуждены мужем при существовании брака (т.е. отчужденных им движимостей*(168); другие толкуют ее в том смысле, что жена не может взыскивать тех только вещей, которые телесно погибли*(169).