Сбор информации

Глава 3. Основные информационные процессы в информационных технологий

Процессы, связанные с информацией, будем называть информационными процессами.

К основным информационным процессам относятся действия с информацией:

сбор;

- обмен;

накопление;

хранение;

- обработка;

- выдача.

В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматиза­ции информационных процессов, что нашло отражение в автоматизированных информаци­онных технологиях.

Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью кото­рой является получение сведений об интересующем его объекте.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о дви­жении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосред­ственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью тех­нических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

Система сбора информации может представ­лять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.

Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется по­средством сигналов.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности пер­вичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при вы­полнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и от­пуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные дан­ные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных де­талей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.

Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы от­дельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается ис­пользованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих опера­ции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по кана­лам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предмет­ной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них. Любая предметная об­ласть рассматривается в виде трех представлений:

■ реальное представление предметной области;

■ формальное представление предметной области;

■ информационное представление предметной области.

При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и ме­тоды исследования данных:

■ поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;

■ обнаружение последовательностей событий во времени;

■ выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения при­чинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров иссле­дуемого объекта (ситуации, процесса);

■ оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;

■ классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной ка­тегории;

■ кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;

■ прогнозирование событий и ситуаций.

Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частно­сти, задачи обмена информацией (передачи).