Нормативное регулирование аудита

В России система нормативных документов аудиторской дея­тельности включает три основных уровня .

Первый уровень—Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” в России относится к основным законодательным актам.

Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.

С 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу. Для того чтобы иметь право осуществлять аудит и сопутствующие услуги да и просто называться аудитором, компания и аудитор должны вступить в саморегулируемую организацию.

Закон вводит неюридическое и никак не определенное понятие «безупречной деловой репутации» аудитора и компании, а по сути Закона, только на основании этого критерия можно отказать аудитору в праве на занятие профессиональной деятельностью, несмотря на то, что он сдал квалификационные экзамены, имеет опыт работы. Закон вводит запрет на занятие аудиторами любой другой деятельностью кроме аудита. Лицензирование заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях с обязательным контролем со стороны саморегулируемых аудиторских объединений за качеством их работы, а также установлением саморегулируемыми аудиторскими объединениями обязательных требований обеспечения ответственности своих членов. В том числе - посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

В связи с этим закон предусматривает передачу саморегулируемым аудиторским объединениям функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся в обязательном порядке членами этих объединений, а также функций по ведению Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций. С учетом необходимости обеспечения единых требований и подходов к проведению квалификационных экзаменов функция аттестации аудиторов исполняется Аттестационной комиссией, определяемой уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности при участии саморегулируемых аудиторских объединений.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Правительство Российской Федерации, которое определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти государственного регулирования аудиторской деятельности. В одно саморегулируемое аудиторское объединение будет входить не менее трех тысяч аудиторов и не менее 1.5 тыс. аудиторских организаций.

Для повышения качества аудиторских услуг вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятие определенными видами деятельности.

 

Второй уровеньсистемы нормативного регулирования ауди­торской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделя­ются на четыре вида: общесистемные; организационно-техно­логические; стандарты отчетности; специфические стандарты для отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень— документы, необходимые для реализации стандартов аудиторских фирм. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности.

До утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных Федеральным законом, обязательными являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона, т.е. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696. Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности применяются правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по аудиторской деятельности

Аудиторские стандартыэто единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществ­ления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

• при их соблюдении обеспечивают высокое качество ауди­торской проверки;

• содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

• определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Основные понятия и определения, используемые в стан­дарте;

3. Сущность стандарта;

4. Практические приложения.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.