Динамическая и кинетическая форма в дизайне

Основные методы дизайнерской бионики (биодизайна)

Наиболее ответственный этап в работе дизайнера – это исследование живой природы. На этом этапе важен вопрос: «Что выбирать?»

Руководствоваться нужно прежде всего возможностями воспроизведения принципов построения живых форм в промышленном изделии. Основным методом биодизайна является метод функциональных аналогий или сопоставления принципов и средств формообразования промышленных изделий и живой природы. Отбирать необходимые и полезные функции и формы живой природы помогает знание проблем современной техники и чувство промышленной формы. В биодизайнерском процессе неизбежно воспроизведение интересующих дизайн природных форм посредством объемных моделей. Работа дизайнера с природными аналогами заключается не в простом сравнении, а в изыскании методов и способов технического моделирования биологических процессов. Примеров могут служить многочисленные аналогии пчелиных сот, которые решают проблемы из области стандартизации и унификации. Десятки тысяч 6-тигранных призм располагаются параллельными рядами. Соты изотропны, т.е. их прочность одинакова во всех направлениях, и это важное свойство было использовано в биодизайне. Первыми заимствовали опыт пчел авиастроители для создания сверхзвуковых самолетов и ракет, затем – архитекторы и строители в строительстве элеваторов, емкость которых увеличилась, а расход материала уменьшился на 30%.

Работая над проектом, дизайнер или конструктор, тщательно проводит сравнительный анализ «живой» и искусственной техники, сопоставляет технические характеристики живых объектов и созданной аппаратуры, и потом делает заключение о целесообразности применения в технике биологических форм.

Анализируя природную форму, необходимо осмыслить ее тектонику. Гармоничность природной формы развивается по строго определенным законам и принципам. Для восприятия закономерности строения требуется определенная подготовленность. В природных формах главным является конструктивно-композиционная группировка элементов, их ритмика. Примеры: упорядоченность членений в строении земноводных и др.

Каждая природная форма имеет свои, присущие лишь ей черты. Пространственная конструкция многих промышленных изделий – производная эмпирического изучения логики строения структурных форм природы. Примером может служить аналогия между модульным строением початка кукурузы и многоэтажным домом.

Бионика в дизайне – это одновременно наука и искусство, это анализ и синтез, поиск оригинального и нового. Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров и конструкторов, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала.

Дизайнер делает подробные зарисовки природного образца, затем путем поиска формообразующих линий, анализирует природную форму и разрабатывает технический образец. Животный и растительный мир подсказывают пути использования его идей и принципов для художественного и технического конструирования.

Для живой природы присуща целесообразность в построении, а это важная особенность объемно-пространственной структуры: единство строя, общий характер в композиции составляющих ее элементов.

Рассмотрим примеры характера взаимодействия объема и пространства. Структура природного аналога «рак» - не имеет замкнутого контура, открыта в пространство, ажурна, «кошка», «крокодил», «початок кукурузы» - монолитна. Структура незамкнутого контура пространственно активнее структуры с замкнутым контуром. Эти примеры анализируют градации тектонического звучания.

В технике эстетика промышленных форм тесно связана с утилитарными основами, а в природе тесная связь функции и формы воспринимается как особое эстетическое свойство живой природы. Заимствуя у живой природы конструкции, мы, вместе с тем, берем природные формы, вызывающие эстетические эмоции. Природные формы придают изделию специфический характер. Надежность, экономичность выделяют их из среды, спроектированных искусственно. Например, японские судостроители спроектировали корабль, в точности копирующий формообразование кита. В результате на 25% добились повышения скорости при том же водоизмещении и мощности механизмов.

Горьковские инженеры спроектировали автомобиль-снегоход, заимствовав способ передвижения по рыхлому снегу у пингвинов. В результате получили скорость 50 км/ч при массе 1300 кг.

Оригинальная конструкция «подземохода» получилась в результате изучения метода работы крота.

Инженер-конструктор Гурин создал проект бесколесного прыгающего автомобиля, идеей для которого способ передвижения кенгуру.

При работе с природными аналогами особую роль играют художественные данные проектанта и его интуиция.

Необходимость изучения биологических форм для дизайнера подчеркивается еще и тем, что они масштабно выдержаны и пропорционально безукоризненны, конструктивно и функционально обусловлены. Гармония красоты и целесообразности в природе – неисчерпаемый источник средств гармонизации формы, к которому постоянно обращались творцы шедевров архитектуры и искусства: Витрувий, Леон Альберти, Ле Корбюзье. Все они искали закономерности строения прекрасной формы, вытекающей из законов природы.

Строение листьев подсказало архитекторам «складчатые конструкции». Ребристая и веерообразная форма листьев – одна из закономерностей природы в функциональном смысле иллюстрирует пример «сопротивляемости» конструкции. Итальянский инженер Пьер Луиджи Нерви, подражая конструкции листа, спроектировал перекрытие зала Туринской выставки. Легкая конструкция из армоцемента , толщиной всего 4см, перекрыла 100м-й пролет без опор, аналогично прожилкам листа – природным креплениям.

Опираясь на биологические формы при разработке промышленных изделий, нельзя не учитывать появление новых технологий и новых материалов.

Прежде чем исследовать природный объект, необходимо знать, что именно выбрать в природе. Нужно руководствоваться потребностями дизайна и техническими возможностями воспроизведения. Промышленные формы, получаемые в результате творческого процесса освоения законов формообразования живой природы – это уже не формы природы, это синтез природных форм и выработанных прогрессом науки и техники средств в распоряжении дизайнеров и конструкторов.

Начиная со времени зарождения советского дизайна, вопросам динамической и кинетической формы в своем творчестве уделяли внимание В. Татлин, А. Ган, Н. Габо, Г. Клуцис, А. Родченко, И. Крутиков и др.

Движение рассматривалось как новый формообразующийфактор.

В работах В. Татлина – движение – это символ; у Габо – инструмент для создания иллюзорной формы; у Клуциса – расширение функционального действия рекламных установок; у Родченко – возможность создания трансформирующегося оборудования (для театральных постановок, клубов, читален); К. Мельник увидел в движении путь композиционного соединения архитектуры с природой (памятник Христофору Колумбу).

В начале 50-х годов тенденция к динамическому и кинетическому формообразованию получила новое развитие в дизайне, искусстве, архитектуре и за рубежом и в СССР. Характерным для этого периода являются господство так называемого аэродинамического стиля в США, появление кинетического искусства, мобильной архитектуры. Дизайнеры продолжали практику создания динамических, кинетических, трансформирующихся объектов, композиций и конструкций. Движение стало неотъемлемой частью дизайнерской мысли. Наметились предпосылки к созданию языка кинетического формообразования.

Ряд крупномасштабных кинетических экспозиций был выполнен в Москве и Ленинграде к ноябрьским дням 1967г. В Казани в 70-х г.г. прошли спектакли «звука и света». Кинетические установки показывались на международных выставках в Москве. Начался выпуск бытовых светомузыкальных установок. Светодинамические устройства становятся неотъемлемой частью танцевальных залов и дискотек. Светомузыкальные фонтаны, элементы функциональной цветомузыки используются в качестве важного компонента среды обитания в экстремальных условиях, а также в комнатах психологической разгрузки.

Если в начале 50-х годов о работах в области кинетической формы можно было говорить как об экспериментах, то в настоящее время практика ставит перед дизайнерами ряд задач, которые могут быть решены на достаточном уровне качества только при условии владения приемами кинетической композиции, ее языком и семантикой.

Игнорирование эстетических аспектов приводит к появлению неполноценных промышленных форм, однако, как и в предыдущих вопросах проектирования, кинетическое формообразование базируется на комплексном подходе и использовании достижений в областях:

- научно-технических;

- электроники;

- материаловедения;

- светотехники;

- новейшей механики;

- квантовой оптики (лазерная техника, голография).

Это засилье техники позволяет инженерам создавать кинетические композиции.

Что же касается образа движения, то первоосновы движения человек видел перед собой в виде движения воды, ветра, огня, животных и т.д. Складывались образные стереотипы движения. Затем появились рукотворные предметы, связанные с движением – стрела, повозка, плот, лодка и т.д. Каждый из этих элементов предметно-пространственной среды в процессе своей эволюции связывался в сознании человека с движением. Постепенно форма этих предметов стала восприниматься во взаимосвязи с определенным типом движения. Форма и движение, как правило, связаны с культурными ассоциациями.

Достаточно привести пример каплевидной формы: для одних скоростей и сред – целесообразно движение обтекаемой частью, для других – заостренной.

Первые самодвижущиеся экипажи по форме были статичными(карета). Не выражалось даже направление движения. Только присутствие лошади говорило о направлении движения. На первых порах нелепо воспринимались автобусы и грузовики, у которых перед кабиной водителя не был выдвинут вперед мотор. Столь же сложным был процесс формообразования при смене паровоза тепловозом и электровозом. Сейчас никого не удивляет состав электрички, который сформирован по принципу «тяни-толкай» и может двигаться в обе стороны.

Если проследить движение в архитектуре, то можно заметить, что именно в XX в. архитектурные сооружения зрительно «поехали» в горизонтальном направлении или стали «отрываться» от земли в диагональном направлении. Причем образ такого движения был заимствован из техники, т.е. взяты за основу стереотипы движущихся экипажей.

20-е годы – этап расшатывания образных стереотипов, период создания многих композиционных приемов в архитектуре и дизайне.

В 10-20-е годы многие художники пытались разобраться в уровнях восприятия человеком движения (психофизиологией восприятия). Делались попытки найти признаки воспринимаемого движения в простых, отвлеченных геометрических формах, цвете, взаиморасположении элементов композиции. (Казимир Малевич и супрематизм, Василий Кандинский и его исследования формы и цвета «О духовном в искусстве», Ермилов).

Проект памятника III-му Интернационалу, Татлин; памятник Христофору Колумбу, Мельников; дипломный проект «Летающий город», Крутиков; теория движущейся формы.

Рождениеаэродинамического стиля в Америке совпало со становлением дизайнерской профессии в 30-е годы. Его можно считать первым универсальным стилем массового коммерческого дизайна.

«Переупаковка» старого изделия в зрительно функциональную, простую и модную форму стала важной задачей для промышленности США в условиях экономической депрессии 30-х годов. Дизайнеры ориентировались не на разработанные европейцами эстетические теории, а на изучение прогрессивных технологий. Была создана «формула обтекаемости». Благодаря ей наметились первые успехи в транспортном дизайне, а именно – тенденция к использованию определенного набора форм:

-гладкие поверхности;

- скругленные углы;

- стремительные горизонтальные линии;

- низкие профили.

Идеальной стала считаться форма капли. Дизайнер стремился убрать все линии под под единую оболочку, скрывающую механизм (начинку изделия), подчеркнуть динамику линий, создав узнаваемый силуэт.

Дизайнеры этого времени пытались покорить воображение публики. Всемирно известная ручка «Паркер-51» своим появлением обязана появлению быстросохнущих чернил. Форма ручки – корпус - миниатюрный реактивный самолет без крыльев. Цель: создание авторучки «моей мечты». Пылесос в виде космического корабля. Для американской художественной культуры того времени характерно сочетание простоты с экстравагантностью. Основная тенденция в формообразовании – стилевая волна обтекаемости:

- обтекаемые точилки для карандашей 40-х г.г. имитировали конусообразные самолеты 30-х г.г.;

- тупоносые электроутюги 50-х походили на дизельные локомотивы 30-х годов;

- автомобили с «тонкими хвостами» на крыльях 50-х годов на ракеты конца II-й Мировой войны.

Обтекаемость стала модной как новый стилистический прием, который отражал во внешнем виде изделия скорость и современность – символы времени. Дизайнеров вдохновляла аэронавтика.

То, что раньше, приверженцы жесткого функционализма презрительно называли стайлингом, стало рассматриваться как приобретение нового смысла промышленным изделием, использование «визуальной семантики».

Обтекаемый – аэродинамический стиль интересен как глобальная попытка изображения динамики в форме, нередко, статичных по функциям изделий. Практика создания обтекаемых форм-оболочек прочно вошла в лексикон современного дизайна.