Контраст. Нюанс

В архитектуре и художественном конструировании контраст и нюанс характеризуют степень сходства или различия отношений между однород­ными качествами и свойствами отдельных объектов промышленного производства.

Контраст и нюанс — средства до­стижения художественной вырази­тельности в архитектуре и дизайне. Чтобы достигнуть хороших контрастных и нюансных отношений, необходимо ясно представить, в каких условиях эти отношения следует выявлять и подчеркивать, а в каких, наоборот, сглаживать и обходить.

Контраст – это резко выраженная противоположность (длинный-короткий, толстый-тонкий, крупный-мелкий). Сопоставление большого и малого, тяжелого и легкого, горизонтального и вертикального, белого и черного является контрастным отношением элементов. Понятие – контрастные отношения – означает резко выраженные различия между однородными качествами. Понятие – нюансные отношения, напротив, означает незначительные, слабо выраженные различия. О нюансе говорят, когда сравнивается несколько незначительно отличающихся друг от друга величин, форм, цветов. Слово нюанс означает отклонение, едва заметный переход.

Контраст– как противопоставление, борьба разных начал в композиции – это одно из наиболее широко используемых средств в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне.

На протяжении истории тема контраста варьировалась в зависимости от характера произведения, стиля эпохи и т.д.

Контрастные сопоставленияспособствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим. Примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы выделить центр композиции.

Сущность композиции построенной на контрасте – в активности ее визуального воздействия, в отличие от нюансных, контрастные отношения раскрываются сразу.

Контраст, как одно из главных средств композиции может быть обусловлен различием структур, обработкой материала (различие фактур), противопоставлением легкой ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию (экскаватор, подъемный кран).

Низкое противопоставляется высокому; горизонталь - вертикали; светлое - темному; шероховатое – гладкому; насыщенное светотенью и пластически сложное – спокойному и простому. Все эти отношения являются контрастными.

Использовать контраст – значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей.

Контраст в технике имеет различные корни.

В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика – развить объективное начало, а если нужно и обострить его, используя как образное средство.

В других случаях – основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например: геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции, членящие различные цветовые зоны и т.д. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Но, если взять, к примеру, электробритву простой лаконичной формы. Нужен ли здесь контраст?

Ответ дает сама конструкция и принцип ее осуществления.

Здесь объективно возникает ряд контрастных отношений: светлая металлическая сеточка и темный пластмассовый корпус. Нужно лишь умело обыграть все это в композиции. При слове контраст воображение часто рисует нечто мощное, связанное с резким противопоставлением объемов. Но, во множестве областей техники контраст проявляется исключительно тонко. Особое значение приобретает контраст для тех изделий, форма которых предельно лаконична – без этого она становится схематично-примитивной.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может показаться слишком резким. О нюансе говорят в тех случаях, когда сравнивается несколько незна­чительно отличающихся друг от дру­га величин, форм, цветов. Слово нюанс означает отклонение, едва за­метный переход.

Из всех видов контраста в технике больше всего композиционных возможностей таит в себе контраст открытой технической структуры и простых спокойных объемов. С таким контрастом часто приходится иметь дело в приборо- и станкостроении.

Умелое сочетание сложного и простого предоставляет возможность создать выразительную композицию, и именно контраст диктует прием композиционного решения.

Противопоставляя два начала, необходимо, однако соблюдать меру контраста. При слишком жестком контрасте, т.е. отсутствии переходов от одной части формы к другой возникает опасность утраты композиционной целостности. Например: металлообрабатывающий станок построен на контрасте сложнойструктуры рабочей зоны и простого объема станины.

В композиции компьютера может быть использован контраст тональных отношений. Монитор и клавиатура могут быть контрастно выделены.

Контраст фактур и поверхностей часто и эффективно используется в кино- и фотоаппаратуре.

Вообще, контраст, обусловленный функцией или особенностями конструкции обычно более убедителен, нежели чисто декоративный, хотя и последний не противопоказан.

Иногда контраст применяется для разных состояний одной и той же вещи.

Например: складной велосипед. Контраст между плоскостями, обтянутыми темными шинами и ажурной рамой машины.

Стрела экскаватора представляет собой подчеркнуто ажурную конструкцию с акцентированными шарнирными узлами, которой противопоставлено основание машины. Будь стрела более плотной, прием контраста не сработал бы так активно. Кроме того, тонкий ажурный каркас кабины продолжает тему стрелы, а небольшие плоскости металла связаны с основанием, т.е. происходит перекличка разных частей формы через единство ее признаков.

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. И если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.