Сознание человека – это способность отделения себя («Я») от других людей и окружающей среды.
Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения жизненного опыта и связано с языком, с помощью которого человек выражает свой опыт (посредством речи, научных и художественных произведений).
Сознание развивалось в антропогенезе с образованием мышления и речи в процессе труда и общения членов первобытного коллектива. Человек может «терять» сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза и тяжелых психических заболеваний. В остальное время субъективное содержание его психики и сознания – явления тождественные.
Различают три формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное.На базе биологических и социальных потребностей человека создается подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).
Речь – способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира, собственных состояний является уникальной способностью человека. Посредством слова осуществляются обобщения. Основной характеристикой речи человека является её фразовая разборчивость. Отмечена асимметрия в функции коры больших полушарий. Левое полушарие необходимо для обнаружения и опознания звуков речи, правое полушарие – для опознавания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий.
Восприятие, генерация звуков речи (т.е. речевая активность) обеспечивается левым полушарием, а улучшение выделения сигналов из шума – правым. Правое полушарие обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Деятельность речевой системы контролируется слуховым аппаратом, нервно-мышечным (правильность двигательного мышечного акта при произношении звуков) и зрительным.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Первый этап в формирования мышления – построение сенсомоторных схем (до 2-х лет). Сенсомоторная схема – это выполнение организованной последовательности действии, составляющих определенную схему поведения (ходьба, еда, речь).
Развитием речи и появлением способности мысленно совершать действия формируется первая фаза человеческого мышления (2-7 лет). Основной особенностью этой фазы человеческого мышления становится способность ребенка предсказывать результат действия, не производя его фактически например, если бросить чашку со стола, то она разобьется; если поднести руку к огню, то можно обжечься – формируется способность к логическому рассуждению и его использованию.