Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность.

Нервно-психическое развитие.

К моменту рождения ребенка ЦНС и ПНС не достигает полного развития.

Головной мозг. Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцированно от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ. Особенно интенсивно развитие борозд и извилин идет на первом году жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте.

Спинной мозг. Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым. Он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости спинномозговой пункции.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:(сосательным, глотательным, защитным). У новорожденного отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем(рефлексы опоры, Моро и др.). Образование условных рефлексов в периоде новорожденности ограничено, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон.

В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся более сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха, зрения.

Развитие органов чувств. У новорожденного хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние, самым сложным является развитие слуха и зрения.

Нервно-психическое развитие. Процесс НПР скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в разные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте. Оценка Нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и является одним из важнейших показателей здоровья.

Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности. При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка НПР проводится по следующим категориям.

  1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации К.Л. Печоры).
  2. Незначительные отклонения в НПР ( 2 группа развития)
  3. Выраженные отклонения В НПР (3-4 группы развития)

На первом году жизни таких ведущих линий 8 –

Аз – зрительные ориентировочные реакции;

Ас – слуховые ориентировочные реакции;

Э- эмоции и социальное поведение;

Др -движения руки и действия с предметами;

До – движения общие;

Пр - понимание речи;

Ар- активная речь; Н- навыки и умения в процессах

На втором – 6 (Пр -понимание речи, Ар-активная речь, С-сенсорное развитие, И- игры, Д- движения, Н-навыки);

на третьем – 7 (Ар-активная речь, , С-сенсорное развитие, И- игры, К- конструктивная деятельность, Д- движения, Н-навыки);